Пиралов Артем Степанович «
Краткий очерк кустарных промыслов Кавказа»,
1913 год
«Серебряные и ювелирные изделия кавказских кустарей по своим оригинальным художественным особенностям возбуждают большой интерес не только у нас в России, но и в западной Европе и Америке.
Производство это встречается у грузин, армян и татар, но наилучших мастеров по художественно-металлическим изделиям давал
Дагестан. Хотя промыслы эти в Закавказье развивались под влиянием Персии, но лезгины (дагестанцы) всегда отличались особым умением лучше других перенимать чужеземное и создавать своей, вкладывая в дело особое творчество, присущее этому
народу с исключительным художественным чутьем и способным к тонкой, кропотливой работе, требующей большого прилежания и усидчивости. Именно поэтому в сфере производства металлических изделий, особенно оружия, золотых и серебряных предметов авторитет дагестанских мастеров всегда стоял очень высоко не только на Кавказе, но и в соседних странах, особенно в Персии и Турции.
Наиболее крупные центры художественно-металлических изделий чисто кустарного характера находятся главным образом в Дагестане.
Самыми крупными центрами являются селения
Кубачи,
Кумух,
Унцукуль и
Чох, в остальных же серебряных и золотых дел мастера живут сравнительно небольшими группами, а в большинстве из них в одиночку.
Славу дагестанских мастеров составляет холодное оружие – шашки и кинжалы в драгоценной оправе, художественной работы.
Кроме того, делают пояса с серебряным набором, кольца, ожерелья, разные принадлежности женского наряда, кувшины, подносы, бадьи, наборы для сбруи и проч. Но в обиходе современной жизни большинство этих предметов не имеют применения и нынешние золотых и серебряных дел мастера в поисках заработка стараются воспроизводить большую частью мелкие вещи, имеющие большой спрос при теперешних условиях рынка: ложки, стаканы, подстаканники, цепочки для часов, наконечники палок и зонтиков, ручки для перьев, кольца для салфеток, чернильницы, рамки для фотографий, наперстники, брелки и массу всевозможных безделушек… Неумея разобраться в требованиях рынка, кавказские мастера за последнее время стали вводить в свой орнамент посторонние мотивы и этим портят даже классические, удивительно художественные образцы прежних мастеров.
Сами приемы работы отличаются разнообразием.
Шашка. Верхняя половина шашки представляет красивую комбинацию узоров, исполненных глубокою гравировкой, чернью и позолотой; кроме того, на отдельных частях имеется насеча по стали золотом, три медальончика в середине и у рукоятки сделаны разноцветною эмалью, а самая рукоятка и середина шашки состоят из слоновой кости с насечкой узоров из червонного золота. Большой интерес представляют работы с инкрустацией: по слоновой или моржовой кости, по стали (вернее железу) золотом и серебром.
В Унцукуле весьма развита также инкрустация по дереву серебряной и медной проволокой. Но наиболее красивыми являются работы по стали золотом без полировки и полировкой, и нанесение крупных рисунков из тонкого серебра по стали.
Рисунок из тонкого серебра по стали - лоточек
Чрезвычайно интересны изделия чеканные, образец этой работы –
кувшин. Чеканка производится особыми стальными резцами и штифтами при помощи молоточка. Во избежание изменения формы и искривления поверхности, мастер предварительно наполняет предмет, предназначенный для нанесения рисунка, растопленной смолой и после затвердения, приступает к чеканке. По окончании работы смолу вновь растапливают путем нагревания и выливают из предмета.
Изделия из серебряной проволоки, филигранные (ажурные), менее оригинальны и типичны для Кавказа, чем упомянутые выше.
Наконец, кавказские мастера умеют работать и с эмалью.
Серебряная рамка с эмалированными украшениями
Несколько слов относительно
приготовления и применения
кавказской черни.
Приготовляют сплав из 1 зол. серебра 84 пробы, ¼ фунта серы, 6 зол. красной меди и 7 зол. свинца. Сплав выливают на чугунную или каменную плиту и после охлаждения толкут, промывают в воде и, просушив, порошок уже готов к употреблению. Для покрытия чернью, по поверхности предмета наносят углубления по определенному рисунку, затем приготовляют тесто из порошка черни и 10% раствора буры и заполняют этим углубления. После этого изделие кладут в горн и по охлаждении полируют".