Артель «1-я Ювелирная серебряная фабрика». Довоенные годы

ХАЮС, Предприятие ПАС, Эмальерная фабрика Лен-ИЗО – Ленинградская ювелирная фабрика, Красное-на-Волге. Пётр Иванович Агафонов, Село Подольское. Артель По заветам Ильича
Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Артель «1-я Ювелирная серебряная фабрика». Довоенные годы

Сообщение Нелунатик-увы » 15 авг 2015, 06:57

Когда-то в Справочнике «Художественные промыслы РСФСР», издание 1973 года нашла информацию о том, что 1-я ювелирная артель возникла в 1934 году. Сомневаться во времени оснований предприятия не было, ведь справочник был «подготовлен коллективом научных сотрудников Научно-исследовательского института художественной промышленности. При сборе сведений о художественных промыслах, кроме печатных источников НТТХП о командировках сотрудников, были использованы архивные материалы, а также сведения, присланные самими предприятиями в ответ на анкету, разосланную институтом».



Но жизнь не стоит на месте, иногда что-то обнаруживается новое, уточняется старое.
Цитирую «Справочник по предприятиям Москвы и Московской области», 1939 года:
«1-я Ювелирная серебряная фабрика – арт. (производство ювелирных художественных изделий), Москва, 2-я Мещанская, 76. Основание – 1929 год».
Как видим, год основания иной. Эту дату подтверждает другой источник – статья Д. Червякова, В. Шитова и Фирсова «Ювелирные изделия из нержавеющей стали» из газеты Труд за 1939 год:
«В 1929 году 45 кустарей-ювелиров города Москвы объединились в промысловую артель «Первая ювелирно-серебряная фабрика», и с тех пор она с каждым годом растет, крепнет и развивается».
Сведения о том, что предприятие является именно артелью есть в книге С. Круглова «Подстаканники советские, российские, зарубежные. Каталог-определитель» (дата основания предприятия там значится как 1934 год).
Портсигар Герб СССР, 6 лент, клеймо 1ЮФС, надпись-гравировка 1933 года (обратим внимание, не 1934, а все же 1933 года)





Продолжаю цитировать статью Д. Червякова и других авторов:
«В артели есть ряд старых производственников, имеющих от 25 до 55 лет производственного стажа. Например, Аксенов Павел Иванович – свыше 30 лет производственного стажа, Александров Николай Александрович (ему сейчас около 80 лет) – свыше 50 лет, Шлыков Никита Алексеевич (ему около 70 лет) с раннего детства работает в ювелирном производстве. Мастера-ювелиры – подлинные художники своего дела. С большой любовью они работают со дня ее организации».
Как видим, в артели работали мастера с большим стажем работы, очевидно, что знания, умения, опыт они приобрели еще в той, не советской жизни. А сейчас жили в стране Советов, кто-то искренне верил в новую жизнь, кто-то надеялся на возврат прошлого. И работали, а как прожить и выжать без работы??? Делали, что знали и умели. Жили по правилам нового строя. Но порой мы видим предметы тех лет, «в которых больше прошлого, чем настоящего» - строки Л.Г. Оршанского из книги "Художественная и кустарная промышленность СССР 1917-1927 годов".
Подстаканник Венки, клеймо 1ЮФ





Что изготавливали на предприятии?
В справочнике «Москва в новых районах» за 1936 год можно прочитать лаконичную формулировку: "ювелирные изделия». Я знала о подстаканниках, портсигарах, знаках.
Портсигар ХХ лет Октябрьской революции, клеймо 1ЮФС



Оказалось, что не только эти три позиции изготавливала артель. Из периодики тех лет можно узнать, что ассортимент выпускаемой продукции был довольно большим: «Артель вырабатывает до 70 различных видов изделий из золота, серебра и латуни: портсигары, подстаканники, пудреницы, кольца, пряжки, броши, пуговицы, серьги, письменные приборы, отделки для блокнотов и т. д. Продукция артели вызывает изумление своей искусной, тончайшей, красивой отделкой», - из статьи Д. Червякова и других авторов.
Фрагмент накладки на блокнот, клеймо 1ЮФ



1937 год. Париж. Всемирная выставка искусств и техники



«На Парижской выставке в 1937 году артель получила золотую и серебряную медали. Стахановцу-мастеру Ермилову Михаилу Николаевичу, изготовивший филигранный портсигар, присуждена серебряная медаль, получили серебряные медали также мастера Коршунов Алексей Иванович за изготовление филигранного подстаканника и Казаков Осип Никитич за исключительно хорошую отделку», - цитата из статьи 1939 года «Ювелирные изделия из нержавеющей стали».
Для меня было открытием узнать, что артель «1-я Ювелирно-серебряная фабрика» изготавливала сканевые изделия. А ведь я несколько лет назад в городской библиотеке делала сканы из альбома 1940 года «Народное искусство СССР в художественных промыслах». Скан, скань - как же я тогда не поверила глазам своим, решила, что это просто опечатка по производителю!
Цитата из альбома: «Мастерство скани – составление узоров из тонких серебряных проволочек, образующие спирали и сложные завитки, - владеют московские ювелиры».
Портсигар, орнаментированный серпом и молотом, фотография из альбома 1940 года, Московская скань (Москва, 1-я Московская ювелирная артель) - «Народное искусство СССР в художественных промыслах»



1939 год. Москва. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка



«Многочисленные посетители Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, уезжая домой, хотят сохранить вещественную память о ней. Навстречу этому желанию идет промысловая кооперация, организовавшая производство разнообразных сувениров.
Изделия промартелей предоставлены почти во всех магазинах и ларьках на территории выставки. В павильоне Ювелирторга большим спросом пользуются изделия 1-й Московской промкооперативной ювелирно-серебряной фабрики: портсигары, филигранные подстаканники из металла, броши
» - статья в газете Труд за 1940 год Ю. Волгина «Промартели-посетителю всесоюзной сельскохозяйственной выставки».
«Артель изготовила для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки продукции на 951 тыс. руб. Тематика и образцы изделий специально утверждалась выставочным комитетом. Подстаканники, портсигары, броши и другие виды изделий отражали тематику сельскохозяйственной выставки. Продукция артели на выставке пользовалась огромным спросом», - цитата из статьи 1939 года «Ювелирные изделия из нержавеющей стали».
Портсигар ВСХВ, клеймо 1ЮФ



1939 год. Нью-Йорк. Всемирная выставка искусств и техники



«Изделия артели посланы и на Нью-Йорскую выставку: филигранная ваза и портсигар, пудреница эмалевая (живописная эмаль), коробка эмалевая (живописная) с 11 гербами Советских Социалистических Республик», - цитата из статьи 1939 года «Ювелирные изделия из нержавеющей стали».
Серебряная ваза, орнаментированная звездой (по рис. худ. С.Н. Полушина), Московская скань (Москва, 1-я Московская ювелирная артель) - фотография из альбома 1940 года «Народное искусство СССР в художественных промыслах»



С каждым годом артель все крепче становилась на ноги. До войны оно «представляло собою крупное механизированное предприятие, объединяющие значительное количество квалифицированных мастеров по художественной обработке металла, вырабатывают главным образом художественно оформленные изделия ширпотреба и галантереи в разнообразном ассортименте – портсигары, подстаканники, рамки, броши, кольца, серьги и прочее», - цитата из «Справочника по художественным промыслам системы Всекопромсовета» за 1939 год.
А вот сухие цифры из этого же справочника: «Количество членов – 343, общ. маст. – 3, ср.-год. численность занятых лиц в общ. маст. – 122, на дому – 171. Продукция – 4570,7 тыс. рублей.»
Обратите внимание – надомников было больше, чем рабочих в мастерских!
Пряжка, Московская скань (Москва, 1-я Московская ювелирная артель) – фотография из альбома 1940 года «Народное искусство СССР в художественных промыслах»



«Каждый квартал артель обновляет образцы своих изделий, спрос на которые все возрастает. Изобретательская мысль стахановцев, ударников непрерывно работает над вопросами пополнения ассортимента изделий, обновления фасонов, улучшения отделки. Только за III квартал этого года артель освоила пять новых видов пряжек, а всего за 9 месяцев – 35 новых видов изделий. Артель по освоению и внедрению новых видов изделий стоит на первом месте и становится в пример другим артелям системы Мосгорметиза», - читаем в статье 1939 года «Ювелирные изделия из нержавеющей стали».
Портсигары и подстаканник, артель «1-я Ювелирная серебряная фабрика», фото Черепкова, газета Труд, 1939 год



Продолжаю цитировать: «В год артель перерабатывает 2 тонны 385 килограмм одного только серебра и 5 килограммов 87 граммов золота. Все это – дефицитные цветные металлы.
Издавна привыкли считать, что в ювелирном деле можно работать только на цветных металлах и что применение других металлов, в частности, черного, невозможно. В этом году коллектив артели решил заменить цветной металл, и практика показала, что это вполне возможно.

Готовясь к выборам в местные Советы депутатов трудящихся, коллектив артели взял на себя социалистическое обязательство – перейти с цветных металлов на нержавеющую сталь. В борьбу за выполнение этого обязательства включился весь коллектив…
Культполитсовет артели совместно с бюро рационализации и изобретательства объявил конкурс на лучшее изобретение и предложение по освоению изделий из нержавеющей стали. Было установлено несколько премий от 300 до 1000 рублей. За короткое время поступило до 20 предложений, из которых многие уже приняты.

Прежде всего, нужно было разрешить вопрос о получении нержавеющей стали. С этой целью артель связалась с заводом «Электросталь» (Московская область), который для пробных работ сначала дал 10 кг нержавеющей стали, а потом еще 150 кг. Сейчас уже есть полная договоренность о том, что завод будет снабжать артель отходами стали в потребном количестве. В течении одного месяца артель освоила производство ювелирных изделий из нержавеющей стали. Изготовленные первые портсигары по своему качеству ничуть не хуже изделий из латуни, даже превосходят их…

Приходится применять совершенно иной процесс отделки изделий. Над этими вопросами сейчас в артели работают стахановцы и инженерно-технический персонал. Стахановец И. Баташев нашел новый способ отделки: вместо серной печени он применил тушь с добавлением лака. Раньше практиковалось серебрение латунных изделий, при нержавеющей стали этот технологический процесс отпал, осталось только оксидировка, что значительно экономит серебро…
"
Мастер-стахановец тов. И. Баташев из артели «Первая ювелирно-серебряная фабрика» (Москва) за оксидированием портсигаров из нержавеющей стали, фото Черепкова, газета Труд, 1939 год



«В разработке, усовершенствовании и освоении всех этих новых технических методов широкое участие принимают стахановцы артели. Например, стахановец Алексей Николаев (монтировщик по портсигарам) продолжает работать над усовершенствованием пайки. Штамповщик А.Жеребцов освоил новый способ штамповки. Ряд стахановцев в связи с объявленным конкурсом работал над освоением различных образцов изделий из черного металла. Стахановец Буянов Александр Тихонович (монтировщик) изготовил брошь с камнями (ее признали годной для массового выпуска). Ударник И. Багров сделал образцы заколок, призванные годными для массового выпуска. Старый производственник Баташев Иван (отдельщик) представил 10 эскизов (пряжки, заколки), из которых 6 отобраны для внедрения в производство…"
Стахановец московской артели «Первая ювелирно-серебряная фабрика» т. А. Жеребцов освоил штамповку рисунка на портсигарах из нержавеющей стали, выполняет норму на 400 процентов, фото из газеты Труд, 1939 год



Продолжаю цитировать: "Московская артель практически разбила веками существующее убеждение, что в ювелирном деле можно работать только на цветных металлах и доказала реальную возможность перехода на черный металл. Этот способ дает большую экономию ценного цветного металла. Только одна эта артель сумеет сэкономить в год до 5 тонн цветного металла (серебра, золота, латуни) и то лишь по крупным изделиям, не считая мелочей. На 1940 год артель планирует свою производственную программу на базе использования нержавеющей стали".
Стахановец-монтировщик московской артели «Первая ювелирно-серебряная фабрика» тов. Алексеев Н. за просмотром портсигаров, изготовленных из нержавеющей стали, фото Черепкова, газета Труд, 1939 год



Значит, получается, что изделия из нержавейки изготавливали не раньше 1939 года.
Подстаканник Герб СССР образца 1937 года, клеймо «1ЮФ СТАЛЬ»



Цитата из статьи Ю. Волгина «Институт в роли стороннего наблюдателя» (газета Труд, 1940 год):
«Ювелир т. Воронин (артель «Первая ювелирно-серебряная фабрика») предложил прекрасные образцы дамской пряжки; т. Бобров (та же артель) – образцы серебряной серьги; мастер-филигранщик т. Ермилов, гравер т. Миронов, монтировщик т. Буяков и др. вносят много нового в рисунках, данные специалистами – художниками».

«Гравер т. Миронов». А не тот ли это Миронов, который поставил свой автограф на портсигаре артели «Московский ювелир» - Московский кремль? О подписи на портсигаре когда-то написал Лазарь Фрейдгейм в статье «Прогулка по Москве». В справочнике «Художественные промыслы РСФСР», издание 1973 года сказано, что артель «Мосювелир возникла в 1950 году от слияния Ювелирно-художественной артели и 1-й ювелирной». Возможно, гравер Миронов 1-ой ювелирной после войны продолжал свое граверное дело все с тем же инструментом, за тем же столом, только в его трудовой книжке появилась новая запись - гравер артели Мосювелир?





Вот и вся информация, которую удалось обнаружить по довоенной работе артели «Первая ювелирно-серебряная фабрика». Но вопросов у меня остается много, ой как много. Увидеть бы броши, серьги с клеймом артели. Увидеть бы портсигары Птенцы и Кони с клеймом 1-ой артели (те, что на фото в теме, сама видела портсигары только с клеймом ЮХА, а не с 1ЮФ, и что это значит?).
Далекая история. Туманная. Но судя по предметам – яркая.
Филигранный подстаканник с живописью, изготовленный в артели «Первая ювелирно-серебряная фабрика» (Москва) мастером Ефимовым И., фото Черепкова, газета Труд, 1939 год




Использованный материал:
1. Народное искусство СССР в художественных промыслах, Москва, Ленинград, Искусство, 1940 год
2. Справочник по художественным промыслам системы Всекопромсовета, Москва, Ленинград, КОИЗ, 1939 год
3. Москва в новых районах, Москва, 1936 год
4. Справочник «Художественные промыслы РСФСР», 1973 года Москва, «Легкая индустрия», Министерства Местной промышленности РСФСР Научно-исследовательский институт художественной промышленности, составители: канд. Ист. Наук В.Г. Смолицкий, З.С. Скавронская, 1973 год
5. Статьи из газеты Труд за 1938, 1939 и 1940 годы

Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 9690
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Артель «1-я Ювелирная серебряная фабрика». Довоенные год

Сообщение ESol » 15 авг 2015, 08:28

Наталья, отличнейший материал!!! :bra_vo: :bra_vo: :bra_vo:
А какие офигенные (других слов нет!!) фотографии!!! :co_ol:
Спасибо!!! :ya_hoo_oo:

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Артель «1-я Ювелирная серебряная фабрика». Довоенные годы

Сообщение Нелунатик-увы » 01 июл 2018, 09:37

Не единственная. Но первая

1917-ый. Октябрьский переворот. Большевики захватили власть и приступили к строительству нового мира. В первых рядах созидателей оказались: «мастеровые, фабричные, солдатские, крестьянские», они на веселый кумач нашивали кривые буквы, они малярили на заборах: «Всех стран соединяйтесь», они сколачивали из досок корявые пятиугольники звезд, они ненароком или озорно били драгоценные и бесцельные вещи» и довольно часто «их эстетикой было только «поярче да побольше», - писал Эфрос А.М. в 1924 году.
Чехонин С.В., иллюстрация к книге Луначарского А.В. «Фауст и Город», 1918 год



Тяжким бременем на плечи новоиспеченного государства легли гражданская война, голод, разруха. В это время было не до буржуазной роскоши, ювелирная промышленность молодой страны Советов влачила жалкое существование, Ольшанский Л.Г. с сожалением констатировал, что ювелирное дело стало «ненужное, непризнанное, нелюбимое».
Иметь, а тем более носить украшения считалось мещанством, которое иногда принимало порицательный и даже запретительный характер.
Скан из книги 1927 года «Комсомольский быт», Определение бытового суда одной из комсомольских ячеек



В период НЭПа (новой экономической политики) «ювелирная промышленность начала восстанавливаться, сохраняя однако кустарный характер… После 1925/1926 гг. начинается значительное снижение количества изделий, вырабатываемых для украшений, что объясняется условиями нового быта и ликвидацией буржуазии как главного потребителя ювелирных изделий… Ювелирная промышленность с 1930 года сосредоточена в артелях, работающих по заданиям и из металла Госторга…» - Большая Советской энциклопедия 1931 года.
О столичных артелях пишет и Пупарев А.А, в книге 1948 года «Художественная эмаль»: « При советской власти мастера сканщики, ювелиры и эмальеры объединялись в артели, занятые выработкой значков, знаков различия и т.д.».
Подстаканник А он мне нравится, клеймо НПХ, 875 проба, Москва (именник неизвестной мастерской)



1-ая Ювелирно-серебряная артель образовалась в 1929 году. Сама действительность подсказывала, что время НЭПа, при котором существовало государственное послабление и даже поддержка частных предпринимателей заканчивалось, наступает новый период, при котором государственная машина целенаправленно идет в наступление на кустаря-одиночку. Чтобы выжить, необходимо искать работу в существующих предприятиям или кооперироваться самим. Интересно посмотреть на договор создания одной из дореволюционных артелей, которая организовывалась, чтобы мастерам «соединиться для работы вместе», потому что «убедившись, что работая раздельно, никогда не обеспечим себя и своих семейств необходимыми средствами к жизни, особенно в несчастных случаях, и что только соединившись для общей дружной работы при взаимном согласии и поддержке, а равно при возможности пользования в этом случае кредитом, мы в состоянии будем освободиться от нашей тяжёлой нужды и сделать свое положение более надежным и прочным». - Договор Восьмой С.-Петербургской артели Ювелиров, 1914 год. Как тут не провести аналогию причин создания артелей в прошлом и настоящем?
Договор Восьмой С.- Петербургской артели ювелиров, 1914 год



1-ая серебряная, как часто ее называли, магнитом притянула к себе опытных мастеров, которые еще до революции связали свою жизнь с ювелирным ремеслом. Иначе быть не могло – новому предприятию требовались квалифицированные специалисты, а людям нужна была работа, чтобы выжить и прокормить свои семьи. К сожалению, не сохранились сведения об артелях, которые вошли в организованное молодое предприятие, но анализируя ряд однотипных изделий раннесоветского периода, можно предположить, что в 1-ую Ювелирно-серебряную артель влились такие мастерские, как, например, МГ и М.Г4 (неизвестные мастерские, а возможно и одно предприятие; к сожалению, мы не знаем название многих мастерских, поэтому приходится их обозначать по именникам).
Портсигар Конный красноармеец с пикой, клеймо МГ, 875 проба, Москва, надпись-гравировка 1931 года (неизвестная мастерская)



Не сохранился архив артели, небольшое количество информации о ней нашла только в печатных изданих тех лет, и чтобы составить картину ее деятельности, приходится анализировать изделия предприятия, их клейма, штампованные и гравированные рисунки, подарочные и наградные надписи. Выскажу версию о создании артели на основании документальных источников, которые встречала.
Первые печатные сведения об этом предприятии, относятся к 1935 году, в статье газеты "Труд" говорится о 1-ой серебряной и ювелирной артели. В 1937 году ее тоже именуют артелью, а вот в «Справочнике по художественным промыслам системы Всекопромсовета» 1939 года содержатся сведения о « 1-ой Ювелирной серебряной фабрике – артели». В газете "Труд" за 1940 год речь идет о фабрике. В любом случае к предприятию относят изделия с клеймами 1ЮФС и 1ЮФ, для краткости ее так и обозначают - артель 1ЮФ. На ее предметах встречала временные надписи-гравировки начиная с 1933 года и позже.
А теперь о предприятии ХАЮС (называют по именнику; кстати, ни разу не встречала документальной информации о ней). Обычно ее так и расшифровывают - Художественная Артель ювелиров-серебряников. Она выпускали портсигары и подстаканники, среди которых довольно большая часть аналогичны изделиям артели 1ЮФ, что говорит о связи двух предприятий. Но если большинство штампованных портсигаров 1ЮФ имеют рисунки с агитационным содержанием, то у ХАЮС тематика на портсигарах более обширная: это не только пролетарские звезды, самолеты, серпы и молоты, но и буржуазные лебеди, цветочки и даже сюжеты в стили ню. Надписи-гравировки на изделиях ХАЮС встречаются раньше, чем у 1ЮФ – начиная с 1929 года.
Итак, версия. А не одно ли это предприятие, которое возможно называлось в разные годы по-разному, и имело разные клейма?
Портсигар Конек-горбунок, клеймо ХАЮС, 875 проба, Москва. Такой же портсигар есть и у 1ЮФ.



Но от предположений вернемся к документальным свидетельствам о 1-ой Ювелирно-серебряной артели.
В первые годы работы она столкнулось с целым рядом организационных, кадровых, снабженческих проблем. В середине 30-ых годов газета "Труд" вспоминала о становлении предприятия: «Трудно поверить сейчас, что всего лишь в 1933 году «1-я серебряная» была накануне ликвидации. Новый председатель правления Ольянов и технорук Александров приняли артель с невыполненным планом, без оборудования, без заказов, с разрозненными, по всей Москве разбросанными, цехами. Первое, что пришлось сделать новым руководителям, - это освободить производство от бездельников и любителей легкой наживы – наследства старого руководства».
Плакат Паразиты и лодыри не работая сами мешают работе других, художник В. Н. Костяницын,1920 год



Продолжаю цитирование: «Возник специальный отдел технического контроля, о котором раньше и помина не было. Во главе его стоит член партии Медведский. Бракеры тщательно проверяли каждую вещицу. За брак «гоняли» беспощадно. Руководители артели признали на помощь инициативу старых мастеров – они поручили золотильщикам Числову и Казакову найти новый способ окраски металлических пуговиц под золото. Между золотильщиками началось соревнование.
Когда им удалось при помощи технорука добиться своего и сэкономить, таким образом, немалое количество золота, - торжествовала вся артель. Пример заразителен.. Ювелир Камакин предложил несколько новых очень удачных видов изделий. Афанасий Себастьянович Прокофьев изобрел новый штампованный замок для брошек и этим значительно удешевил их производство. Мастер Александров ввел вместо серебряного припоя медный, и качество вещей не пострадало, а себестоимость снизилась».
Образцы изделий 1-ой ювелирной Артели, газета "Труд", 1935 год



В начале 30-х годов ЦК ВКП(б) в своих постановлениях призвал необходимым увеличить снабжение населения предметами широкого потребления. К сожалению, оказалось, что эти решения в значительной части остались на бумаге. На XVII съезде ВКП(б) в 1934 году Сталин наметил дальнейшую программу развертывания социалистической промышленности. Как пишет газета "Труд": «В числе этих исторических задач, указанных вождем партии и мирового пролетариата, имеются и такие: «Развернуть производство товаров широкого потребления по всем хозяйственным наркоматам».
Не осталась в стороне от государственной программы и 1-ая Ювелирная артель. Расширился ассортимент выпускаемой продукции, для потребителей были разработаны новые виды портсигаров, подстаканников, пряжек, брошей, запонок…
Образцы ювелирных изделий и пряжек 1-ой Ювелирно-серебряной Артели, 1935-1936 гг., фотография из коллекции "Фототека НИИХП"



На XVII съезде партии ВКП(б) в 1934 году Сталин с трибуны провозгласил: «Наша внешняя политика ясна. Она есть политика сохранения мира и усиления торговых отношений со всеми странами». СССР еще нуждалась в экспорте недостающего оборудования для нашей индустрии, сельского хозяйства и транспорта. Для этого требовалась валюта, поэтому мы были заинтересованы в экспорте нашего сырья и товаров на заграничные рынки. Экспортировали мы и изделия галантерейно-ювелирной группы, в этом принимали участие такие артели как ЛенИЗО, Северная чернь и другие.
В этом направлении работала и 1-ая ювелирная артель, в 1934 году она приняла большой заказ из Монголии. Подробно описывает выполнение экспортного задания газета "Труд" в 1935 году: «Блестящие и разнообразные серебряные украшения с богатой чеканной отделкой – необходимая принадлежность седла монгола. В сложном наборе украшений коня самая трудная для освоения вещь – «хяра». Так называется длинная серебряная полоса, покрытая чеканными узорами. Первую «хяру» делали вручную. Трудно давалась она. Углубления на «хяре» требовали фрезеровки. Пришлось этот процесс из-за отсутствия оборудования производить на стороне, заканчивая отделку вручную. Но уже очень скоро технорук Александров вместе с правлением и наиболее опытными артельщиками принялся за поиски более рационального способа обработки «хяр» и, главное, механизации его. После нескольких недель упорного труда оказалось, что прокатка через вальцы, при соответственных приспособлениях, дает великолепные результаты – сокращает и удешевляет процесс. Когда приобрели и поставили в мастерских нужное оборудование, когда по новому способу выработанные и тщательно отделанные чеканщиками и серебряниками артели «хяры» получили полное одобрение заказчика, выяснилось, что обработка «хяры», стоившая вначале 36 руб., обходится теперь только в 5 рублей…
Заказ из Монголии был пробой сил обновленной «1-й серебряной». И эта проба окончилась большой удачей. Заказ из Монголии сдали в срок. Уполномоченный Наркомвнешторга премировал руководителей артели и ее лучших ударников за блестящее выполнение плана (заказа)».
Седло, Монголия, вторая половина 19 века, экспонат Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук



Московская промкооперация подводила итог уходящему 1935 году: «Последний год ознаменовался особенно большой работой по освоению новых вещей. Немало изделий сняли с импорта московские артели, многое освоили по лучшим заграничным образцам». На 1-ой Ювелирной также «немало потрудились над освоением красивых брошек по заграничным образцам», среди работников, которым было поручено это важное дело, были «опытный Ефимов», «ударник Ермилов».
Рассматривая немногочисленные довоенные фотографии продукции, выпущенные артелью, мне трудно распознать изделия, повторяющие иностранные. А ювелирных изделий в техники скани (или как ее еще называют филигрань) довольно много. Эта техника обработки металла древнего русского искусства, «обрусевшее дитя Востока», как называл ее искусствовед Никольский В.А., имевшая широкое распространение в дореволюционной России, оказалась не забытой, мастера артели плели ажурные металлические узоры на советских подвесках, колечках, брошках.
Образцы ювелирных изделий и пряжек 1-ой Ювелирно-серебряной Артели, 1935-1936 гг., фотография из коллекции "Фототека НИИХП"



Корреспондент газеты "Труд" в 1935 году пишет о том, кто и как создает сканную утончённую красоту: «Кусочек серебряной крошки, стиснутой миниатюрном станком, вытягивается в руках мастера Ефимова в тончайшую серебряную нить. Потом в тех же умелых руках эта нить сплетется серебряной узорчатой паутиной вокруг лилового аметиста или матового со светлыми прожилками уральского камня и превратится в изящную филигранную брошь или кулон... А ювелирных дел мастер – лучший ударник ювелирного цеха Афанасий Севастьянович Прокофиев – отделывает брошку в виде бабочки».
Брошь «Бабочка», 1-ая Ювелирно-серебряная артель, 1936 год, фотография с выставки «Брошь ХХ века. Мир русской ювелирной миниатюры», ВМДПНИ



«Новым духом повеяло в артели. Нововведения следовали одно за другим. И все это на протяжении каких-нибудь полутора лет. Росли, расширялись цехи. Появился в артели культработник, лицо там до сих пор невиданное. Появились книги, газеты. Появилось, наконец, новое помещение, добытое правлением с бою, где сконцентрировались основные цехи.
Но самым удивительным для старых ювелиров было появление в артели… женщин».
Плакат Страхова А.И. (Браславского) Раскрепощённая женщина - строй социализм! 1926 год



«- Никогда еще никто не слыхал о том, чтобы женщина могла заниматься нашим делом, - такие разговоры слышались нередко между стариками еще полгода назад. Теперь они прекратились, 25 женщин работают наравне с мужчинами в основных цехах «1-й серебряной». Они начали с сортировки, но многие давно уж на производстве. Бывшие сортировщицы Карасева, Тагина, Сумнительная стали полировщицами и карцовщицами. Карасева была даже премирована за образцовую работу. Выдвижение женщин тесно связано с разделением производственного процесса, осуществленного техническим руководителем артели. Один сложный процесс разбит на три – полировку, шлифовку, серебрение. И это облегчило и ускорило работу и дало возможность применить труд женщин, не снижая заработка, который имели раньше на этом процессе квалифицированные артельщики.
Но правление артели на женщин возлагает еще большие надежды: «Что полировка… у них способность к тонкой работе, в будущем году и к филигранной приучим – пусть шагают».
Браслеты 1-ой Ювелирно-серебряной Артели, 1935-1936 гг., фотография из коллекции "Фототека НИИХП"



Немецкий писатель Лион в книге «Москва, 1937 года» делится впечатлениями о советских людях: «Очевидно, что с возрастающей зажиточностью повышаются и потребности, и если в годы нужды люди довольствовались только самым необходимым, то теперь начал расти спрос и на излишества… они располагают множеством вещей, о которых еще два года тому назад они едва осмеливались мечтать… И москвич идет в свои универмаги…»
Главным заказчиком выпускаемых товаров артели являлся образцовый магазин Наркомвнуторг, один из крупнейших универмагов СССР. «В этом магазине, да и во многих других, изделия «1-й серебряной» пользуются большим спросом. Время, когда ювелирные вещи и украшения были недоступной и ненужной роскошью, миновало. Брошки, крошечные заколки для беретов, кольца, филигранные красивые подстаканники и замысловатые пряжки не залеживаются в витринах магазинов. Их покупают и в провинции, тем более что артельщики «1-й серебряной» научились делать эти красивые вещи очень недорогими, ничуть не ухудшая отделки» - (газета "Труд", 1935 год).
Подстаканник Охота на медведя, клеймо 1ЮФ, мельхиор



В 1937 году наша страна стала участницей Всемирной выставки искусств и техники в Париже. Это стало громкой презентацией социалистического строя, его успехов. В прессе писали: «Экспонаты Советского павильона показывают победный путь нашей великой родины, труд многочисленных народов СССР… Артели промысловой кооперации также участвовали в выставке. Подлинно художественные экспонаты прислала Московская область.» - газета "Труд" 1937 год. Среди экспонатов выставки были и изделия 1-ой Ювелирно-серебряной артели: ювелирные изделия, «тонкие, необычайно изящные позолоченные подстаканники работы мастера Коршунова» - газета "Труд", 1937 год
Брошь Рог изобилия, поделочный камень, серебро, филигрань, зернь, золочение, 1936 год, выполнена к Парижской выставке 1937 года. Фотография с презентации выставки «Брошь ХХ века. Мир русской ювелирной миниатюры», Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства



"1-ая серебряная" в большом ассортименте изготавливала портсигары и подстаканники. Обычно они имели штампованные или гравированные рисунки. Изображение на них чаще всего несет пропагандисткой подтекст: звезда, серп и молот, красноармейцы … Встречаются и нейтральные картинки: мишки на льдине, цветочки, узоры… Особенно любопытны изображения на портсигарах, выполненные в техники черни: мавзолей, герб Москвы 1924 года, заводы… Важно, что по некоторым рисункам изделий, таким, например, как павильоны выставки ВСХВ, Сталинская Конституция, герб СССР, можно ориентировочно сказать о времени изготовления предмета. Большую помощь в деле временной атрибуции играют и надписи-гравировки.
Портсигар Мавзолей Ленина, клеймо 1ЮФС, 875 проба, Москва



Последнее документальное упоминание о 1-ой Ювелирно-серебряной артели, которое встретила, относится к 1940 году. А в кгиге А.А. Пупарева "Художественная эмаль", 1948 года содержится информация уже о Ювелирно-Художественной артели: «в Москве была организована крупная 1-я Московская ювелирная артель, существующая и теперь под названием «Ювелирно-художественная артель Мосгорхудожпромсоюза». Но когда произошло преобразование, переименование? Судя по нашим помощникам изображениям - гравировкам, можно предположить, что это было перед самой войной, или в начальный этап Великой Отечественной.
Портсигар Третья денежно-вещевая лотерея, клеймо ЮХА, накладка 1943 года, мельхиор



Далекое время. Которое уже не приблизить. Или можно попробовать, если вслушаться?
Брошь в форме гитары, серебро, филигрань, 1-ая Ювелирно-серебряная артель, 1936 год, выполнена к Парижской выставке 1937 года. Фотография с презентации-выставки «Брошь ХХ века. Мир русской ювелирной миниатюры», Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Артель «1-я Ювелирная серебряная фабрика». Довоенные годы

Сообщение Нелунатик-увы » 28 июл 2018, 06:19

Сейчас на аукционах почти не встретишь ювелирных украшений 1-ой Ювелирной серебряной фабрики (очень часто фото мы берем как раз оттуда). Именно поэтому очень обрадовалась, когда увидела эту сканевую брошь в разных ракурсах.

Брошь Утро, клеймо 1ЮФ, 916 проба






Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Артель «1-я Ювелирная серебряная фабрика». Довоенные годы

Сообщение Нелунатик-увы » 01 авг 2018, 21:49

Нелунатик-увы писал(а):
15 авг 2015, 06:57
...
Цитата из статьи Ю. Волгина «Институт в роли стороннего наблюдателя» (газета Труд, 1940 год):
«Ювелир т. Воронин (артель «Первая ювелирно-серебряная фабрика») предложил прекрасные образцы дамской пряжки; т. Бобров (та же артель) – образцы серебряной серьги; мастер-филигранщик т. Ермилов, гравер т. Миронов, монтировщик т. Буяков и др. вносят много нового в рисунках, данные специалистами – художниками».

«Гравер т. Миронов». А не тот ли это Миронов, который поставил свой автограф на портсигаре артели «Московский ювелир» - Московский кремль? О подписи на портсигаре когда-то написал Лазарь Фрейдгейм в статье «Прогулка по Москве». В справочнике «Художественные промыслы РСФСР», издание 1973 года сказано, что артель «Мосювелир возникла в 1950 году от слияния Ювелирно-художественной артели и 1-й ювелирной». Возможно, гравер Миронов 1-ой ювелирной после войны продолжал свое граверное дело все с тем же инструментом, за тем же столом, только в его трудовой книжке появилась новая запись - гравер артели Мосювелир?



...


А это экспонат Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства

Подпись: "Автор Миронов П. Артель "Московский ювелир" 1948 год"


Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 9690
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Артель «1-я Ювелирная серебряная фабрика». Довоенные годы

Сообщение ESol » 01 авг 2018, 21:56

Нелунатик-увы писал(а):
01 авг 2018, 21:49

Подпись: "Автор Миронов П. Артель "Московский ювелир" 1948 год"

:bra_vo: :co_ol: :cool_cool:

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Артель «1-я Ювелирная серебряная фабрика». Довоенные годы

Сообщение Нелунатик-увы » 17 мар 2019, 17:07

Портсигар Три коня, экспонат Музея декоративно-прикладного искусства

Атрибуция музея "Автор Миронов П.С. Декоративное оформление портсигара. Металл, штамповка. Артель "Мосювелир". 1932-33 год"


Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Артель «1-я Ювелирная серебряная фабрика». Довоенные годы

Сообщение Нелунатик-увы » 27 июл 2019, 16:29

На ювелирном рынке довольно редко встречаются ювелирные изделия с клеймом ЮХА.

Браслет Окольцованный, клеймо ЮХА






Брошь Гранатовый цвет, клеймо ЮХА






Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Артель «1-я Ювелирная серебряная фабрика». Довоенные годы

Сообщение Нелунатик-увы » 01 авг 2019, 19:55

Чарка Призовая, апробирована в советское время в Ювелирно-художественной артели, надпись-гравировка 1943 года




Витекъ
Сообщения: 180
Зарегистрирован: 25 фев 2017, 15:18

Re: Артель «1-я Ювелирная серебряная фабрика». Довоенные годы

Сообщение Витекъ » 27 апр 2020, 06:47

На одном из аукционов появился вот этот предмет с клеймом 1ЮФ, и дарственной надписью 1942 года, с соответствующим духу того времени штихельным рисунком. Выходит 1ЮФ работала и в годы войны, по крайней мере в начале.
Вложения
Артель «1-я Ювелирная серебряная фабрика». Довоенные годы
Артель «1-я Ювелирная серебряная фабрика». Довоенные годы
Артель «1-я Ювелирная серебряная фабрика». Довоенные годы
Артель «1-я Ювелирная серебряная фабрика». Довоенные годы

Ответить

Вернуться в «Производители подстаканников»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей