Ленинград, Академия художеств и клеймо МАХ

ХАЮС, Предприятие ПАС, Эмальерная фабрика Лен-ИЗО – Ленинградская ювелирная фабрика, Красное-на-Волге. Пётр Иванович Агафонов, Село Подольское. Артель По заветам Ильича
Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Ленинград, Академия художеств и клеймо МАХ

Сообщение Нелунатик-увы » 18 дек 2018, 15:30

Для меня эта тема началась с совместного письма 1925 года людей, «имеющим здоровые руки и умеющим хорошо работать». Но не буду забегать вперед. Итак.

На правом берегу Невы Васильевского острова стоит здание Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Ефимовича Репина. Высшее учебное заведение было основано в далеком 1757 году и носило гордое имя – Императорская Академия художеств. После революции Академию упразднили, на её базе создавались различные художественные учебные заведения, которые периодически меняли свои названия. Было много реорганизаций, преобразований, переименований, но суть остается прежней – по большому счету все это Академия художеств.

Открытое письмо Петроград Академия Искусств




Меня интересует период истории Академии художеств 20-х годов, поэтому относительно переименований Академии обращусь за помощью к профессионалам. Вероника Ирина Трояновна Богдан, кандидат искусствоведения, член-корреспондент РАХ, статья «Академия художеств 1920-е начало 1930-x», журнал «Третьяковская галерея» №2, 2013 год (цитаты):

«1918 год - Императорская Академия художеств упразднена. Вместо Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств открылась Свободная художественная школа, которая через несколько месяцев стала называться Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские (ПГСХУМ, СВОМАС)
1921 год - Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские переименовывают в Академию художеств
1922 год - Академию объединили с бывшим Центральным училищем технического рисования барона А.Л. Штиглица, и новое учебное заведение стало называться Петроградским ВХУТЕМАСом
1930 год - реорганизация московского и ленинградского ВХУТЕИНов. Живописный и скульптурный факультеты из Москвы переведены в Ленинград, а полиграфический факультет - из Ленинграда в Москву. Создается новый объединенный Института пролетарского изобразительного искусства
»

Аладжарова Елена, картина «Праздник 1 мая», дипломная работа 1927 года, отделение живописи, Ленинградский ВХУТЕИН




И хотя Академию художеств в 20-х годах переименовывали, но в теме это высшее учебное заведение все же буду называть по старинке Академией художеств (АХ), тем более в Справочниках «Весь Ленинград» оно так и значится (порой после названия АХ стоит уточнение - «Высший Худож.-Техн. Институт»).

Если обратиться к справочникам «Весь Ленинград» 20-х годов, можно попытаться проследить историю Академии. К сожалению, в Справочнике от 1922 года не удалось найти упоминание об этом учебном заведении – может плохо искала?

Поэтому начну с 1923 года:




В следующие годы структура АХ претерпит ряд изменений, но обратим внимание, что с 1924 года в объявлениях будут фигурировать Производственное Бюро с мастерскими:

1924 год, в состав АХ входит Производственное Бюро с мастерскими (подчеркнула металлическую мастерскую)






1925 год, в состав АХ входит Производственное Бюро с мастерскими (подчеркнула металл.-ювел. мастерскую)






1926 год, в состав АХ входит Производственное Бюро с мастерскими (подчеркнула металл. ювел. мастерскую)






1927 год, в состав АХ входит Производственное Бюро с мастерскими (подчеркнула металл. ювел. мастерскую)






1928 год, в справочнике отсутствуют сведения о Производственном Бюро и о мастерских (в Справочниках 1929, 1930 гг. их тоже нет):




Итак, при Академии Художеств ориентировочно в 1924-1927 гг. существовало Производственное Бюро, в которое входили мастерские. Как видим из справочников, структура Производственного Бюро в разные годы менялась (количество мастерских, названия). Производственные мастерские были оборудованы «механическими двигателями и приспособлениями для выполнения любых заказов, как массового, так и индивидуального характера». Проспект АХ 1924 года утверждает, что «заказы исполняются под наблюдением и руководством профессоров и специалистов высококвалифицированными силами».

Реклама Производственного Бюро Ленинградской Академии Художеств, Справочник Весь Ленинград, 1925 год




Чем же занимались мастерские Производственного Бюро?

Бронзово-литейная мастерская выполняла заказы на отливки из бронзы статуй, бюстов, барельефов, надгробных памятников, всевозможных архитектурных украшений. А какой большой перечень бюстов, которые изготавливались в мастерской: Ленина работы Харламова, Калинина работы Блезе-Манизер, Рыкова работы Козельского, Троцкого работы Симонова, Зиновьева работы Астафьева…
Порой в мастерской для выполнения нового заказа переливали изделия до 1917 года, «не представляющие художественной ценности». Такая невеселая судьба постигла скульптуру великого князя Михаила Николаевича, установленную в 1914 году в Петергофе, и перелитую в бронзово-литейной мастерской в изделия на потребу дня. Увы, из песни слов не выкинешь.

Памятник Великому Князю Михаилу Николаевичу, с самого рождения и в течение дальнейших 77 лет 1 Августейшему шефу Лейб-гвардии Конно-Гренадёрского полка




Архитектурно-строительная мастерская осуществляло строительство новых гражданских сооружений, проводила капитальный ремонт зданий, работы по устройству центрального отопления, вентиляции, освещения, реставрация памятников старины и искусства. Так были произведены ремонт купола Мусульманской Мечети, проведено центральное отопление в помещении Сельсхозбанка, выполнялись работы по ремонту мостовой, канализации и помещений АХ, вызванные последствиями наводнения 23 сентября 1924.

Последствия наводнения на проспекте 25-го Октября




Но, пожалуй, я отклонилась в сторону. Просто хотелось на примере двух мастерских Производственного Бюро показать уровень, величину, и объем работ мастерских Производственного бюро АХ. Меня же всех больше интересует металлическая, или как она названа в некоторых справочниках – металлическо-ювелирная мастерская Производственного Бюро

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Ленинград, Академия художеств и клеймо МАХ

Сообщение Нелунатик-увы » 18 дек 2018, 21:18

Металлическая мастерская

Производственного Бюро АХ имела отделы: монтировочный, граверно-чеканный, эмальерный, гальванопластический, ювелирный и штамповочный (Проспект АХ 1924 года).
Мастерская исполняла работы из металла:




Металлическая мастерская Производственного Бюро АХ образовалась в 1924 году.

Строки из совместного письма 1925 года работников металлической мастерской: «… работая около года в названной мастерской мы были первыми организаторами этой мастерской созданной и оборудованной по нашему плану, при нашем непосредственном участии, на средства от нашего труда, под руководством местной администрации мастерской. Имеем высокую квалификацию и многолетний рабочий стаж, и опыт в области художественного золото-серебряного и бронзового Производства...».

Но через год после образования, весной 1925 года, последовало сокращение рабочих мастерской, именно об этом вышеприведенное письмо-обращение Председателю Губропрофсоюза Работников искусств от работников металлической мастерской. К сожалению, к нам в руки редко подают документы тех лет, поэтому приведу достаточно просторную цитату из него:

«…мы, будучи сокращенными в количестве свыше 40 человек, вынуждены вновь встать на положение батраков, эксплуатируемых на дому за гроши разного рода кулаками-спекулянтами. Зная из горького опыта весь ужас положения быть не легальным батраком таких предпринимателей, зависеть от них как от работодателей, материально из-за нужды во вред себе и окружающим, скрывать их от общественного контроля и не видя возможности избежать этой зависимости из-за отсутствия общественно-легальных мастерских по нашей специальности, просим союз оказать нам материальную и моральную поддержку в организации при союзе 1-ой Художественной Металлической мастерской, за которую скажут сердечное спасибо мы, и все те, которые ждут случая освободится из тех условий труда, в которое сокращение поставило и нас.
Учитывая спрос рынка на изделия нашей специальности, отсутствие мощных, общественно-легальных с умелым управлением и знанием дела организацией по их Производству – надеемся при небольшой сравнительно затраты в 3000-35000 рублей в 2-3 месяца развить мастерскую, способную в полгода вернуть затраченное и стать серьезным конкурентом всем кулакам-спекулянтам, вырвать от них возможность эксплуатировать на дому рабочих не имеющих возможности найти себе работу по специальности, не зависеть от предпринимателя на основании вышеизложенного надеемся, что союз рассмотрит нашу просьбу и в пределах возможности окажет свое содействие.
13 апреля 1925 года. Заявитель П. Виноградов, адрес проживания – Проспект Добролюбова, д.25, кв. 10. Подписи (много не разборчивых): Чернышева, Е. Полякова, В. Дмитриев, В. Лебедева. К. Романов…
»

Сохранился и Проект организации Коллективной Художественно-Производственной Металлической Мастерской при союзе Рабиса:
«Коллективная Мастерская организуется при Союзе Рабиса на принципе хозрасчета из безработных, специалистов в области Художественно Золото-Серебряного и бронзового Производства….
Личный состав, мастерской в своем количестве не ограничивается и по специальностям составляется из монтировщиков, эмальеров, граверов-чеканщиков, позолотчиков и живописцам по эмалям.
Цель организации: создать мощную общественно-легальную мастерскую, объединив в ней всех лучших работников Золото-Серебряного Художественного Производства… Просим дать в Союз кредит в сумму 3500 и мы нисколько не имеем ввиду помощь безвозмездную. Нам хорошо известно, что Союз таких средств не имеет, чтобы дарить их людям, имеющим здоровые руки и умеющим хорошо работать. Мы эту сумму рассматриваем как кредит с выплатой в 2-3 месяца…
».

«План работы:
Работой мастерская намечает изготовление жетонов, эмблем, знаков для Государственных и Общественных Учреждений, разнообразную галантерейный товар для массового потребителя и всякого рода работ… Подпись: П. Виногдаров, 28 / V – 25 год, Бывш. завед. Щербаков
»


Что же получается? При Производственном Бюро АХ существовала металлическая мастерская, работала год, и в мае 1925 года ее работников сократили. Сокращенные ювелиры решили создать свою мастерскую при Союзе работников искусств. Удалось ли им выполнить задуманное? Склоняюсь к тому, что нет. Предполагаю, что после этого письма, было пересмотрено положение дел в Производственном Бюро АХ, и металлическая мастерская возобновила работу. На это указывают справочники «Весь Ленинград» за 1926, 1927 год, которые содержат информацию о мастерской в это время. Согласно справочникам, в 1926 году помощником заведующего металлическо-ювелирной мастерской является Виноградов, в 1927 году он уже становится заведующим. Письмо сокращенных ювелиров подписал П. Виноградов, в нем указан его адрес: Проспект Добролюбова, д.25, кв. 10.
И опять справочники нам в помощь, потому как они подтверждают, что это один и тот же Виноградов Павел Дмитриевич:

1926



1927




Металлическая мастерская изготавливала ювелирные изделия, в том числе серьги, броши, булавки, портсигары, изделия с эмалью. К сожалению, ну удалось найти ни такого изделия. Очень жаль. Но может в будущем повезет, и мы увидим что-нибудь такое? Очень интересно было бы посмотреть.


Также металлическая мастерская изготавливала значки, знаки, жетоны. Поговорим о них.

Вестник комитета по изобретательству за 1926 год опубликовал свидетельство от 28 сентября 1925 года Производственного Бюро АК на право исключительного Производства значка Долой рукопожатие



В рассказе Н. Попова «Рукопожатие», опубликованного в журнале «Трезвость и культура» в 1986 году есть воспоминания рабочего Василия Воронова о встречи с Лениным в Смольном. И всех больше отложилось в памяти молодого парня «как Ленин руку пожал… Тогда черный мор ходил. Рукопожатия были отменены, чтоб зря не заражаться. А Ленин не спасовал, пожал мою руку на прощание…».

Автор значка Долой рукопожатиеРославлев Мирон Ильич, архитектор, художник, график, был профессором, работал в АХ, в т.ч. и деканом архитектурного отделения.

Значок с монограммой «Долой рукопожатие», изготовитель – металлические мастерские АХ, на закрутке клейм и надписей нет (закрутка возможно не родная)






А эта закрутка уж точно принадлежит Металлической мастерской. Потому как там все расписано:

Закрутка Металлических мастерских Производственного Бюро АХ, надпись «МЕТАЛИЧ. МАСТ. ПРОИЗВ. БЮРО АК.Х»




Именно закрутка подтолкнула к расшифровке клейма МАХМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ. И вот этот фрагмент из Рекламы Производственного бюро Академии Художеств 1925 года (полностью реклама показана выше). Обратите внимание на повторяющие прямоугольники, на которых просматриваются изображение Ленина.




А ведь это Траурный знак с портретом Ленина!
Пожалуй, самым часто изготовляемым знаком мастерской является Траурный знак с портретом Ленина. Распространители изделий Производственного Бюро (была и такая должность) сбывали их по всей стране – «от Москвы, до самых, до окраин». Обхват траурными знаками вождя Революции был велик: Москва, Тверь, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Крым, Азербайджан, Грузия, Армения…
Траурный значок с изображением Ленина, клеймо МАХМеталлические мастерские Производственного Бюро Академии Художеств






Покажу еще несколько знаков Металлической мастерской

Знак За экспедицию на остров Врангеля, клеймо МАХМеталлические мастерские Производственного Бюро Академии Художеств






Знак Знак Всероссийского союза работников искусств Всерабис 1919 -1924, Лира, клеймо МАХМеталлические мастерские Производственного Бюро Академии Художеств






Знак Всероссийского союза работников искусств Всерабис 1919 -1924, Маска, клеймо МАХМеталлические мастерские Производственного Бюро Академии Художеств






Знак Северокавказский союз охотников, клеймо МАХМеталлические мастерские Производственного Бюро Академии Художеств






Что же стало с Производственным бюро и его мастерскими? Во второй половине 20-х годов при ВУЗах стали ликвидировать подсобные предприятия, это коснулось и Академии Художеств, Производственное бюро было ликвидировано, но зато в 1927 году (1*) или 1928 году (2*), здесь есть разночтения, образовался Отдел Силикатных искусств (ОСИ). «ОСИ согласно устава, утверждённого НКПрос РСФСР по соглашению с НКФин РСФСР от 9-11 мая 1927 года, был самостоятельной хозяйственной единицей. В состав ОСИ вошли: мозаическая, ювелирная мастерские, мастерская художественного камня и другие предприятия» - (1*) Предположу, что эти мастерские были переведены из Производственного Бюро в ОСИ. В 1929 году «на базе Отдела Силикатных искусств было организовано Государственное Акционерное Общество «Силикатного Искусства» - (1*), (2*), но по датам источников разночтения - (2 июля - (1*) или 2 июня (2*). «Постановлением Президиума Высшего Совета Народного Хозяйства РСФСР от 1 июня 1931 года АО реорганизовано в Государственный трест добычи и обработки технических и декоративных камней самоцветов и сбыта «Русские самоцветы» - (1*), (2*).

(1*) - историческая справка завода Русский Самоцветы от 29 июня 1975 года, выданная Центральным государственным архивом Октябрьской революции и социалистического строительства Ленинграда, размещена на сайте Валентина Скурлова.
(2*) - справочная информация, размещенная на сайте Центрального государственного архива Санкт‑Петербурга.


Таким образом предположу, что Металлические мастерские Производственного бюро АХ впоследствии перешли в Русские самоцветы. Это косвенно подтверждается довольно близкими адресами

1927 год, адрес Производственного бюро АХ, Справочник «Весь Ленинград»



1933 год, адрес Государственного Треста «Русские Самоцветы» , Справочник «Весь Ленинград»


Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Ленинград, Академия художеств и клеймо МАХ

Сообщение Нелунатик-увы » 19 дек 2018, 17:33

Нелунатик-увы писал(а):
18 дек 2018, 21:18
Что-же получается? При Производственном Бюро АХ существовала металлическая мастерская, работала год, и в мае 1925 года ее работников сократили. Сокращенные ювелиры решили создать свою мастерскую при Союзе работников искусств. Удалось ли им выполнить задуманное? Склоняюсь к тому, что нет. Предполагаю, что после этого письма, было пересмотрено положение дел в Производственном Бюро АХ, и металлическая мастерская возобновила работу. На это указывают справочники «Весь Ленинград» за 1926, 1927 год, которые содержат информацию о мастерской в это время. Согласно справочникам, в 1926 году помощником заведующего металлическо-ювелирной мастерской является Виноградов, в 1927 году он уже становится заведующем. Письмо сокращенных ювелиров подписал П. Виноградов, в нем указан его адрес: Проспект Добролюбова, д.25, кв. 10.
И опять справочники нам в помощь, потому как они подтверждают, что это один и тот же Виноградов Павел Дмитриевич:

1926



1927



Выше писала, в Металлической мастерской изготавливали Траурный знак с портретом Ленина. Повторюсь, покажу еще раз

Траурный значок с изображением Ленина, клеймо МАХ – Металлические мастерские Производственного Бюро Академии Художеств






Существует много разновидностей этого знака, с разными клеймами производителей. Но вот этот знак с клеймом ПВ довольно похож на знак с клеймом МАХ

Траурный значок с изображением Ленина, клеймо ПВ






Конечно, возможно это совпадение, но сделаю предположение, что клеймо ПВ может принадлежать Виноградову Павлу Дмитриевичу, который работал в Металлических мастерских Производственного бюро Академии Художеств. Покажу несколько изделий с клеймом ПВ


Знак-эмблема Добролета, клеймо ПВ






Знак-эмблема Добролета, клеймо ПВ






Зажим для галстука Добролет, клеймо ПВ






Зажим для галстука Добролет, клеймо ПВ






Запонки Добролет, клеймо ПВ




Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 9690
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Ленинград, Академия художеств и клеймо МАХ

Сообщение ESol » 20 дек 2018, 10:47

Покажу ещё одно клеймо, которое удалось расшифровать, и которое имеет отношение к этой теме



Надпись в клейме - СОЛЯНОЙ 9 - это адрес мастерских Академии художеств в Ленинграде

Данное клеймо встретилось на знаках ВСЕРАБИС Маска и В.И.Ленин - вождь науки









Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Ленинград, Академия художеств и клеймо МАХ

Сообщение Нелунатик-увы » 21 дек 2018, 10:32

Когда-то давно делала тему «Скажи, что в имени тебе твоем (новое продолжение продолжений)»:
https://podstakanoff.net/stati/skazhi-c ... henii.html

Процитирую:

"Траурный знак Ленин 1870 – 1924, мастер ПВ





Рассматривая значок, заметила на лацкане пиджака буковки – ДИ. Очевидно, что их нанес тот, кто изготавливал штамп. Значит, ДИ – клеймо мастера модели. Но знак «ВП» - это клеймо мастерской, где работал не один человек?"

Дальше речь идет о буковках (не о клеймах, а именно о буковках), которые встречаются на изображении знаков и значков.

Очень хочется надеяться, что не ошиблись, и правильно расшифровали именник: ПВПавел Дмитриевич Виноградов.

Попробую предположить, что буковки ДИ являются «подписью» мастера, изготовившего модель значка.

И опять нам в помощь Справочник «Весь Ленинград».
В 1924 году в металлической мастерской руководили: зав. произв. частью - Уткин Г.И. и зав. учен. частью - Иванов Д.И.:



Адрес:



В 1925 году руководство было в руках Иванова Д.И., адрес тот-же



В последующих годах в данных об Академии Художеств имя Иванова Д.И. уже не фигурировало, хотя в адресах имя встречала:




Проспект Академии Художеств 1924 года рассказывает о работах, которые выполняются в производственном бюро в разных областях, в том числе:



Обратите внимание на пункт №5, в котором говорится об изготовлении эскизов, моделей, в том числе для знаков отличий, жетонов, медалей.


Предположу, что модель Траурного знака Ленин выполнил художник-скульптор Иванов Дмитрий Иосифович, который работал в металлической мастерской Производственном Бюро АХ.


Небольшая справка.
Иванов Дмитрий Иосифович родился в Санкт-Петербурге в 1880 году, окончил художественное училище Штиглица в 1913 году, где в 1911 году проходил производственную практику на Московской фабрики фирмы Фаберже. Художник-скульптор, работал на Императорском (после революции 1917 года – Государственном) фарфоровом заводе, в Академии Художеств.

Фигура «Балерины Карсавина в роли Жар-птицы», автор модели Иванов Д.И




Весной 1931 года арестован, в январе 1932 года приговорен по Статье 58-6, 11 УК РСФСР (шпионаж, организованная деятельность против государства) к расстрелу с заменой на 10 лет лишения свободы. Дальше были Соловки.

Иванов Д.И., портрет П.А. Флоренского, Соловки, 1935 год



Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 9690
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Ленинград, Академия художеств и клеймо МАХ

Сообщение ESol » 22 дек 2018, 02:40

Нелунатик-увы писал(а):
21 дек 2018, 10:32

"Траурный знак Ленин 1870 – 1924, мастер ПВ





Рассматривая значок, заметила на лацкане пиджака буковки – ДИ. Очевидно, что их нанес тот, кто изготавливал штамп. Значит, ДИ – клеймо мастера модели. Но знак «ВП» - это клеймо мастерской, где работал не один человек?"

Дальше речь идет о буковках (не о клеймах, а именно о буковках), которые встречаются на изображении знаков и значков.

Очень хочется надеяться, что не ошиблись, и правильно расшифровали именник: ПВПавел Дмитриевич Виноградов.

Попробую предположить, что буковки ДИ являются «подписью» мастера, изготовившего модель значка.


На некоторых знаках на лацкане пиджака Ленина встречаются и другие буквы - латинские PV





У меня только одна версия - это инициалы Павла Дмитриевича Виноградова

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Ленинград, Академия художеств и клеймо МАХ

Сообщение Нелунатик-увы » 22 дек 2018, 12:53

Два товарища, фотография 20-х годов. У веселого товарища на лацкане пиджака Траурный значок с изображением Ленина




Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Ленинград, Академия художеств и клеймо МАХ

Сообщение Нелунатик-увы » 07 апр 2019, 06:01

Знак 10 лет ГИПХ, клеймо МАХ – Металлические мастерские Производственного Бюро Академии Художеств






Опытный завод ГИПХ - Государственного института прикладной химии был основан в 1916 году, т.е. значок 1926 года (сам ГИПХ основан в 1919 году)

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Ленинград, Академия художеств и клеймо МАХ

Сообщение Нелунатик-увы » 04 мар 2020, 20:05

Запонки Добролет овальные, клеймо ПВ






Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Ленинград, Академия художеств и клеймо МАХ

Сообщение Нелунатик-увы » 06 мар 2020, 19:22

Зажим для галстука Добролет, клеймо ПВ




Ответить

Вернуться в «Производители подстаканников»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 14 гостей