Металлическая мастерская
Производственного Бюро АХ имела
отделы:
монтировочный,
граверно-чеканный,
эмальерный,
гальванопластический,
ювелирный и
штамповочный (Проспект АХ 1924 года).
Мастерская исполняла работы из металла:
Металлическая мастерская Производственного Бюро АХ образовалась в
1924 году.
Строки из
совместного письма 1925 года
работников металлической мастерской: «
… работая около года в названной мастерской мы были первыми организаторами этой мастерской созданной и оборудованной по нашему плану, при нашем непосредственном участии, на средства от нашего труда, под руководством местной администрации мастерской. Имеем высокую квалификацию и многолетний рабочий стаж, и опыт в области художественного золото-серебряного и бронзового Производства...».
Но через год после образования, весной
1925 года, последовало
сокращение рабочих мастерской, именно об этом вышеприведенное
письмо-обращение Председателю Губропрофсоюза Работников искусств от работников металлической мастерской. К сожалению, к нам в руки редко подают документы тех лет, поэтому приведу достаточно просторную цитату из него:
«
…мы, будучи сокращенными в количестве свыше 40 человек, вынуждены вновь встать на положение батраков, эксплуатируемых на дому за гроши разного рода кулаками-спекулянтами. Зная из горького опыта весь ужас положения быть не легальным батраком таких предпринимателей, зависеть от них как от работодателей, материально из-за нужды во вред себе и окружающим, скрывать их от общественного контроля и не видя возможности избежать этой зависимости из-за отсутствия общественно-легальных мастерских по нашей специальности, просим союз оказать нам материальную и моральную поддержку в организации при союзе 1-ой Художественной Металлической мастерской, за которую скажут сердечное спасибо мы, и все те, которые ждут случая освободится из тех условий труда, в которое сокращение поставило и нас.
Учитывая спрос рынка на изделия нашей специальности, отсутствие мощных, общественно-легальных с умелым управлением и знанием дела организацией по их Производству – надеемся при небольшой сравнительно затраты в 3000-35000 рублей в 2-3 месяца развить мастерскую, способную в полгода вернуть затраченное и стать серьезным конкурентом всем кулакам-спекулянтам, вырвать от них возможность эксплуатировать на дому рабочих не имеющих возможности найти себе работу по специальности, не зависеть от предпринимателя на основании вышеизложенного надеемся, что союз рассмотрит нашу просьбу и в пределах возможности окажет свое содействие.
13 апреля 1925 года. Заявитель П. Виноградов, адрес проживания – Проспект Добролюбова, д.25, кв. 10. Подписи (много не разборчивых): Чернышева, Е. Полякова, В. Дмитриев, В. Лебедева. К. Романов…»
Сохранился и
Проект организации Коллективной Художественно-Производственной Металлической Мастерской при союзе Рабиса:
«
Коллективная Мастерская организуется при Союзе Рабиса на принципе хозрасчета из безработных, специалистов в области Художественно Золото-Серебряного и бронзового Производства….
Личный состав, мастерской в своем количестве не ограничивается и по специальностям составляется из монтировщиков, эмальеров, граверов-чеканщиков, позолотчиков и живописцам по эмалям.
Цель организации: создать мощную общественно-легальную мастерскую, объединив в ней всех лучших работников Золото-Серебряного Художественного Производства… Просим дать в Союз кредит в сумму 3500 и мы нисколько не имеем ввиду помощь безвозмездную. Нам хорошо известно, что Союз таких средств не имеет, чтобы дарить их людям, имеющим здоровые руки и умеющим хорошо работать. Мы эту сумму рассматриваем как кредит с выплатой в 2-3 месяца…».
«
План работы:
Работой мастерская намечает изготовление жетонов, эмблем, знаков для Государственных и Общественных Учреждений, разнообразную галантерейный товар для массового потребителя и всякого рода работ… Подпись: П. Виногдаров, 28 / V – 25 год, Бывш. завед. Щербаков»
Что же получается? При
Производственном Бюро АХ существовала
металлическая мастерская,
работала год, и в мае
1925 года ее
работников сократили. Сокращенные ювелиры решили создать свою мастерскую при Союзе работников искусств. Удалось ли им выполнить задуманное? Склоняюсь к тому, что нет. Предполагаю, что после этого письма, было пересмотрено положение дел в Производственном Бюро АХ, и металлическая мастерская возобновила работу. На это указывают справочники «Весь Ленинград» за 1926, 1927 год, которые содержат информацию о мастерской в это время. Согласно справочникам, в
1926 году
помощником заведующего металлическо-ювелирной мастерской является
Виноградов, в
1927 году он уже становится
заведующим. Письмо сокращенных ювелиров подписал
П. Виноградов, в нем указан его адрес: Проспект Добролюбова, д.25, кв. 10.
И опять справочники нам в помощь, потому как они подтверждают, что это один и тот же
Виноградов Павел Дмитриевич:
1926
1927
Металлическая мастерская изготавливала
ювелирные изделия, в том числе серьги, броши, булавки, портсигары, изделия с эмалью. К сожалению, ну удалось найти ни такого изделия. Очень жаль. Но может в будущем повезет, и мы увидим что-нибудь такое? Очень интересно было бы посмотреть.
Также металлическая мастерская изготавливала
значки,
знаки,
жетоны. Поговорим о них.
Вестник комитета по изобретательству за 1926 год опубликовал свидетельство от 28 сентября
1925 года
Производственного Бюро АК на право исключительного Производства
значка Долой рукопожатие
В рассказе
Н. Попова «
Рукопожатие», опубликованного в журнале «Трезвость и культура» в 1986 году есть воспоминания рабочего Василия Воронова о встречи с Лениным в Смольном. И всех больше отложилось в памяти молодого парня «
как Ленин руку пожал… Тогда черный мор ходил. Рукопожатия были отменены, чтоб зря не заражаться. А Ленин не спасовал, пожал мою руку на прощание…».
Автор значка Долой рукопожатие –
Рославлев Мирон Ильич, архитектор, художник, график, был профессором, работал в АХ, в т.ч. и деканом архитектурного отделения.
Значок с монограммой «Долой рукопожатие», изготовитель – металлические мастерские АХ, на закрутке клейм и надписей нет (закрутка возможно не родная)
А эта закрутка уж точно принадлежит Металлической мастерской. Потому как там все расписано:
Закрутка Металлических мастерских Производственного Бюро АХ, надпись «МЕТАЛИЧ. МАСТ. ПРОИЗВ. БЮРО АК.Х»
Именно закрутка подтолкнула к расшифровке клейма
МАХ –
МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ. И вот этот фрагмент из
Рекламы Производственного бюро Академии Художеств 1925 года (полностью реклама показана выше). Обратите внимание на повторяющие прямоугольники, на которых просматриваются изображение Ленина.
А ведь это
Траурный знак с портретом Ленина!
Пожалуй, самым часто изготовляемым знаком мастерской является Траурный знак с портретом Ленина. Распространители изделий Производственного Бюро (была и такая должность) сбывали их по всей стране – «от Москвы, до самых, до окраин». Обхват траурными знаками вождя Революции был велик: Москва, Тверь, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Крым, Азербайджан, Грузия, Армения…
Траурный значок с изображением Ленина, клеймо МАХ – Металлические мастерские Производственного Бюро Академии Художеств
Покажу еще несколько знаков Металлической мастерской
Знак За экспедицию на остров Врангеля, клеймо МАХ – Металлические мастерские Производственного Бюро Академии Художеств
Знак Знак Всероссийского союза работников искусств Всерабис 1919 -1924, Лира, клеймо МАХ – Металлические мастерские Производственного Бюро Академии Художеств
Знак Всероссийского союза работников искусств Всерабис 1919 -1924, Маска, клеймо МАХ – Металлические мастерские Производственного Бюро Академии Художеств
Знак Северокавказский союз охотников, клеймо МАХ – Металлические мастерские Производственного Бюро Академии Художеств
Что же стало с Производственным бюро и его мастерскими? Во второй половине 20-х годов при ВУЗах стали ликвидировать подсобные предприятия, это коснулось и Академии Художеств,
Производственное бюро было ликвидировано, но зато в
1927 году (1*) или
1928 году (2*), здесь есть разночтения,
образовался Отдел Силикатных искусств (ОСИ). «ОСИ согласно устава, утверждённого НКПрос РСФСР по соглашению с НКФин РСФСР от 9-11 мая 1927 года, был самостоятельной хозяйственной единицей.
В состав ОСИ вошли:
мозаическая,
ювелирная мастерские,
мастерская художественного камня и
другие предприятия» - (1*)
Предположу, что
эти мастерские были переведены из Производственного Бюро в ОСИ. В
1929 году «
на базе Отдела Силикатных искусств было организовано Государственное Акционерное Общество «Силикатного Искусства» - (1*), (2*), но по датам источников разночтения - (2 июля - (1*) или 2 июня (2*). «Постановлением Президиума Высшего Совета Народного Хозяйства РСФСР от 1 июня
1931 года АО реорганизовано в Государственный трест добычи и обработки технических и декоративных камней самоцветов и сбыта «
Русские самоцветы» - (1*), (2*).
(1*) - историческая справка завода Русский Самоцветы от 29 июня 1975 года, выданная Центральным государственным архивом Октябрьской революции и социалистического строительства Ленинграда, размещена на сайте Валентина Скурлова.
(2*) - справочная информация, размещенная на сайте Центрального государственного архива Санкт‑Петербурга.
Таким образом
предположу, что
Металлические мастерские Производственного бюро АХ впоследствии
перешли в Русские самоцветы. Это косвенно подтверждается довольно близкими адресами
1927 год, адрес
Производственного бюро АХ, Справочник «Весь Ленинград»
1933 год, адрес
Государственного Треста «
Русские Самоцветы» , Справочник «Весь Ленинград»