Кубачи, Дагестанская АССР

ХАЮС, Предприятие ПАС, Эмальерная фабрика Лен-ИЗО – Ленинградская ювелирная фабрика, Красное-на-Волге. Пётр Иванович Агафонов, Село Подольское. Артель По заветам Ильича
Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 12 июн 2019, 19:12

Нелунатик-увы писал(а):
09 июн 2019, 14:01
В марте 1935 года в газете Труд вышла статья Романа Фатуева о двух поездках в село Кубачи (печатаю с сокращением):

Поездка вторая (ориентировочно 1934 год)
...
Спустя год мне снова довелось побывать в Кубачах - я не нашел своего старого знакомого Абдуллу Хартумова, да и многих не оказалось в ауле. Приют мне оказала Мария Кулеш, которую знал я по восторженным о ней статьям в «Дагестанской правде». Я знал о ней, как об очень «радостном и подвижном человеке», которую трогает все то, «что происходит в ауле, районе, во всем Дагестане, во всей стране...»
- А как артель?
- Артели нет больше, - сокрушенно развела руками Кулеш. Как могла она существовать, когда за всем нужно было ехать в Москву?.. Близкий ли путь? За год всего два раза удалось послать человека.

Тут еще много разных толков пошло по аулу. «Кому теперь нужны старинные арабские орнаменты?» Кто делал их, считается чуть ли не контрреволюционером. «Советскую тематику нужно давать». Какую? - никто не знал. И вот мастера, изучившие за тридцать-сорок лет три-четыре варианта одного орнамента, перенятого им от отца и деда, начали рисовать самолеты, домны, фабрики. Грубо, нелепо, наивно. Последнюю такую партию и отвезли в Москву. Там увидели - ахнули. Погиб труд, сырье, время...

Ибрагимов Эскиз кубачинского орнамента с портретом Молотова, 30 - 50 годы. Экспонат Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства



Это было большим ударом для артели. Многие вышли из нее - уехали на курорты: Пятигорск, Ессентуки, Ялту украшать серебром и чернью тросточки и шкатулки: «Привет с Кавказа». О таких не хотелось вспоминать. Но когда они приехали с хорошим заработком,- а здесь артельщики на кукурузу, да на ячмень еле зарабатывали,- даже самые крепкие и те сдались.

Мастер Ибрагимов. Эскиз кубачинского орнамента с советской символикой, 30 - 50 годы. Экспонат Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства



Мария Кулеш предложила мне сходить посмотреть башню. Я согласился.
По пути она заглянула к некоторым из ее знакомых - проверить, чем занимаются сейчас последние из мастеров кольчуг. Каждый дом нас встречал стуком молотов и лязгом напильников, - кубачинцы не оставляли своей работы. Но что они делали? - Штамповали брошки, ручки, пряжки. Резец уже остался в стороне, как ненужный, отживший свой век инструмент.
- Мне тяжело заходить к ним... Мне больно видеть их за этой работой... Я объездила всех, была в Маджалисе, Нарадихе, ездила в Махач-Кала... Доказывала-кубачинцам нужно руководство, помощь, внимание... Взывала подумать о судьбе их ремесла, об их нуждах, об их «секретах», которые умрут вместе с ними... Теперь одна надежда на Самурского - он вернулся к нам в Дагестан. Хочу поехать к нему...

Ибрагимов. Эскиз кубачинского орнамента с советской символикой, 30-50 годы. Экспонат Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства



Марию Кулеш я встретил в Махачкала. Радостно она рассказала мне, как ее встретил товарищ Самурский.
- Кубачинцы в 1919 году нам делали к английским винтовкам затворы, которые были вынуты и брошены бичираховцами в море, а харбукцы - патроны к этим винтовкам. Таких мастеров я больше не знаю... Кубачинцы, амузги, харбуки нам нужны. Я соберу всех кубачинцев в аул, и опять они будут делать свое дело...
Я верил, что так это и будет.

Кубачи. Звезда с портретом Ленина, 1934 год. Серебро, скань, чернь. Экспонат Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства



Информация с Лезгинского исторического портала: "Драматически складывалась судьба кубачинского промысла. Артель в селе Кубачи в 1931 году практически распалась. Мастера-златокузнецы оказались в очень трудном положении из-за отсутствия должной поддержки со стороны государства. С именем Н. Самурского связана энергичная помощь народным умельцам. “По инициативе Н. Самурского кубачинские промыслы были обследованы специальной комиссией Северо-Кавказского совета промкооперации”. Работа комиссии, ее выводы привлекли внимание соответствующих организаций и широкой общественности, в частности, Всесоюзного кооперативного промсовета и Всесоюзного комитета по делам искусств при СНК СССР. При содействии Н. Самурского кубачинская артель получила крупные заказы от центральных торгующих организаций, что позволило наладить ее планомерную работу".

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 14 июн 2019, 19:42

Расул Алиханов, советский дагестанский художник-ювелир, гравёр рассказывает о нравах и обычаях старых кубачинских мастеров:

«Старые мастера, бывали неразговорчивы. Смотреть – смотри, а слов не трать. И секретов выдавать не любили. Главное же – похвала односельчан. Покажи работу другу и терпеливо выслушай его мнение. Это закон для каждого. И с младшим за работой советуйся, говорят с Кубачах. А возникает спор – рассудит Совет мастеров. Случалось, Совет мастеров находил нужным испытать работу двух чеканщиков, и тогда оба получали одно и то же задание. Мнение мастера уважал каждый кубаченец. Бывало, войдет чеканщик в мастерскую приятеля, погладит на его ювелирную работу, выждет, пока тот глаза на него поднимет, и спросит: сколько же тебе заказчик заплатит? И услышит в ответ: отплата – что, а вот порицания своих не заслужить бы».

Алиханов Расул Алиханович, тарелка Женщина-мать, 1973 год




Истоник: газета Труд, июль 1972 год

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 13 июл 2019, 16:12

Эскизы декоративного оформления подстаканника. Серебро,чернь. НИИХП (для артели «Художник» с. Кубачи. Дагестанская АССР). 1940 год. Экспонат Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства


Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 24 авг 2019, 15:12

Сахарница Радушие, 875 проба. Клейма производителя нет, но кубачинские напевы слышны в каждом завитке








Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 05 янв 2020, 09:56

О дагестанских кустарях:
«Гонимые нуждой на родине, теснимые продукцией фабрик и заводов, не находя сбыта своей выпускаемой в огромном количестве продукции, кустари-горцы широкой волной разливались по всему Кавказу, по курортным и прочим городам тогдашней России. Мало того, они начали проникать и за границу…» (газета Труд, 1931 год)


Портсигар московского мастера. Но на основной штампованный рисунок наложены кубачинские орнаменты и узоры ))).

Портсигар Загадочный, клеймо АШ в ромбе, 84 проба






Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 12 янв 2020, 13:02

Мастер Кишев Гаджи-Мамма, артель Художник, Кубачи, 1960 год




Рюмка, Кишев Гаджи-Мамма, автор и исполнитель, 1945 год





Панно-портрет Сталина, группа ювелиров: Шахаев Гаджи-Абакар, Тыкаев Джабраил, Кишев Гаджи-Мамма, Кишев Гаджи, 1947 год




Чернильный набор, ювелир: Кишев Гаджи-Мамма, Абакаров Гаджи-Магомед, 1946 год






Ваза для фруктов, Магомедов Гаджи-Бахмуд Магомедович, Кишев Гаджи-Мамма




Выставка в Центральном выставочном зале Москвы Дружба навек, стенд с образцами изделий мастеров артели Художник и мастеров артели Северная чернь, 1960 год




Экспонаты Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 05 мар 2020, 18:44

Нелунатик-увы писал(а):
23 апр 2019, 19:06
28 сентября 2017 в московском федеральном выставочном зале архивов открылась выставка "Ленин" из цикла «Лидеры советской эпохи». Среди экспонатов был показан портсигар. Это подарок Ленину от газеты "Дагестанская беднота". Удивительная красота ))).

А вот и фотография подстаканника ))). Спасибо Андрею62, большое спасибо )))

Подарки трудящихся Ленину. Портсигар, подстаканник. От дагестанской бедноты. Февраль 1921 год







Тахо-Годи, «Встреча с Лениным», газета «Труд», 1969 год:

«Дату нашего свидания с Владимиром Ильичом Лениным я не смог бы сейчас припомнить, так как не записал ее, но она имеется в Записках Института Ленина, где отмечено, что 12 февраля 1921 года от 12 до 12 ¾ часа у Ленина был прием дагестанской делегации по вопросу о положении в Дагестане.

Свидание с Ильичом нам устроил тов. Сталин. В нашем же присутствии из своей квартиры в Кремле он позвонил Ильичу и, тут же получив согласие последнего, предложил нам не терять времени…

Решили, что сначала мы ознакомим его с Дагестаном и его нуждами…

Ленин был тронут нашим рассказом о тяжелом положении горского крестьянства и, в частности, горской женщины, которая даже за водою была вынуждена ходить потихоньку, чтобы скрыть свою наготу из-за голода на мануфактуру. В связи с этим Ильич тогда же сделал указание об отпуске нам специально мануфактуры, и я, через два с половиной месяца после свидания с ним, имел возможность выехать из Москвы в Дагестан с целым маршрутным поездом мануфактуры – полтора миллиона аршин – подарок красному Дагестану.

Увлеченные беседой, а дальше и прощанием, мы чуть было не забыли передать несколько мелких подарков, привезенных нами из Дагестана для Ильича, - изделия наших кустарей: чернильный прибор, подсвечники, нож для разрезывания книг, ручку, пресс-папье, кажется, был еще кустарный портсигар и еще кое-какие мелочи. Когда мы разложили все это на его письменном столе, он полюбовался ими. восторгался искусством мастеров, сказал нам, чтобы мы помогли кустарям сохранить их мастерство, но не хотел принять наших подарков: "Что ж я один буду ими любоваться, говорил он, - пусть любуются все, надо их отослать в музей". Мы все-таки уговорили Ленина оставить их у себя, обещав снабдить экспонатами и музей (Мне потом передавали, что все наши подарки находятся на столе у Ильича в его рабочем кабинете в Кремле.)…»


Во время этого визита дагестанская делегация подарила Ленину изделия унцукульских и кубачинских мастеров.

Витекъ
Сообщения: 180
Зарегистрирован: 25 фев 2017, 15:18

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Витекъ » 12 мар 2020, 13:33

Никогда прежде не видел и даже не знал, что в советское время, дагестанские мастера использовали эмаль в своих работах.

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 30 мар 2020, 10:57

Пордстаканник Серп и молот, клеймо ???, 76 проба








Большое спасибо Гаяне за фотографии

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 09 май 2020, 10:18

Немного о войне

Из письма писателя Эффенди Капиева, ноябрь 1942 года: «Я ездил в Кубачи заказывать сабли для нашей кавалерийской части, - ее решили наградить за славные боевые заслуги серебряным оружием. Ну, а кто может сделать сабли лучше кубачинцев?
Фото южной части аула Кубачи, 1924 год, наследие археолога-антиковеда Башкирова А.С.



«Делатели кольчуг», как называют себя кубачинцы, живут сейчас полной жизнью. Война дала им возможность вернуться к любимому делу – ковать клинки сабель и кинжалов, которым нет равных на всем Кавказе. Много лет они вынуждены были делать всякие мелочи: ножи для разрезания книг, портсигары, броши, - обидное занятие! Воинственная душа кубачинца не могла мириться с такой работой! И вот пришло время, когда в горнах и наковальнях снова засверкали клинки…
Шашка в ножнах, Кубачи, из комплекта, принадлежавшего наследнику - цесаревичу Алексею Николаевичу, 1913 год, экспонат ГИМ



Я подъехал к сакле Хартумовых, лучших златокузнецов Кубачи. Помнится, говорили, что старик Абдулла Хартумов умер, но его сыновья продолжают работать в родном ауле. Конечно, они меня помнят! И я не ошибся. Старший сын Абдуллы Юсуп и младший, помнишь, сорванца-мальчишку Гаруна?-юноша лет шестнадцати-семнадцати, бросились мне навстречу.
На полу кунацкой все тот же ахтынский ковер. Старуха Зухра готовит ужин, а мы, мужчины, сидя на ковре, говорим о войне и о цели моего приезда.

Выдвижение конницы к переднему краю противника для атаки, фотограф Аркадий Шайхет, 1941 год



- Сделаем такие сабли, что тебе не стыдно будет привезти их. Можешь быть спокоен, - говорит Юсуп. – Кубачи свою славу оправдают. Только какие надписи сделать на них?
Древний обычай вырезать на оружии надписи до сих пор жив в Кубачи. И мне нравится этот обычай.
Мы долго перебираем в уме все известные нам надписи, чтобы выбрать из них лучшие. Вспоминаем, какие надписи были на саблях Шамиля и Хаджи Мурата, на мече пророка Муххамеда, на кинжале Хучбара Аркарахского.
За этим занятием мы проводим всю ночь, до самого рассвета.
- У нас есть поговорка: легче клинок сделать, чем надпись на нем, - замечает Юсуп.
И тогда я предлагаю сделать так: каждому мастеру, который будет ковать клинок и украшать ножны, я расскажу о том герое, для которого сабля делается. Пусть мастер сделает ту надпись, какая ему нравится…
Так и решаем поступить.

Рисунок Мастерская кубачинцев, 1930-1950-е годы, Всероссийский музей декоративного искусства



И вот я вместе с Юсупом обхожу лучших оружейников Кубачи, даю им заказы на сабли и рассказываю о тех, для кого они будут их делать. Почти у каждого оружейника есть своя заветная надпись, которой он дорожит и которую он непременно хочет вырезать на сабельном клинке. О, какие изумительные надписи мне довелось услышать от старых кубачинцев! Сколько в этих надписях философского смысла и поэзии! О них можно написать целую книгу. Подлинно Кавказ – страна поэзии
Мне пришлось в ожидании изготовления девяти сабель прожить в Кубачи три недели.
Сабли, действительно, вышли наславу: по красоте рисунка и отделке рукоятей и ножен одна спорила с другой. Скажу тебе, что я, право, не знал бы, какую выбрать себе, если бы мне предложили это сделать.

Фрагмент шашки в ножнах, Кубачи, из комплекта, принадлежавшего наследнику - цесаревичу Алексею Николаевичу, 1913 год, экспонат ГИМ



Ну вот, сабли были готовы, и я собрался в путь. Провожать меня вышел чуть ли не весь аул. После двух дней пути я прибыл в свою часть. Восхищению привезенным мною оружием не было конца. Даже самые искушенные и знатоки, и те отдали должное кубачинской работе.
В этот день, когда нашей части вручалось гвардейское знамя, происходила раздача почетного оружия. Наш лучший джигит и снайпер Магомед Азизов получил саблю с надписью: «Победа лежит впереди, позади – бесчестие», с той самой надписью, какая была на сабле Шамиля. Сабля со словами: «Страх приносит бесчестье; слава находится впереди; трусость никого не спасет от судьбы» (эти слова, по преданию, были вырезаны на мече пророка Муххамеда) была передана Дмитрию Бережнову, командиру эскадрона, разгромившего две тяжелых немецких батареи. Мой боевой товарищ и друг, смелый разведчик Али Гаджиев получил саблю, на клинке которой значилось: «Кто изменит, тот и погибнет». А Омар Даибов, - ты, вероятно, помнишь веселого зурнача и танцора? – отчаянный рубака, который с пятью такими же лихими джигитами, как и он, налетел на немецкий обоз и перебил всю прислугу, получил саблю со словами Сталина: «Нельзя победить врага, не научившись ненавидеть его всеми силами души»
.
Советский кавалерист демонстрирует шашку, фотография Наталье Боде



В июне 1943 года газета «Труд» писала: «В дни Отечественной войны кубачинские мастера делают для кавалерийских частей Красной Армии кинжалы и шашки. Оружейники получают от фронтовиков много писем с хорошими отзывами об их изделиях.
- От имени бойцов, - пишет кучачинцам командир эскадрона Н-ской части т. Пилипченко, - приношу вам большое красноармейское спасибо. Ваши клинки остры и надежны. Мои бойцы вашими шашками зарубили более 300 фашистов. Работайте и впредь так же хорошо. Вы оказываете фронту большую помощь.
Воодушевленные высокой похвалой кубачинцы обязались сделать в июне сверх плана тысячу кинжалов и шашек
».
Кавалеристы из состава частей 2-го гвардейского кавалерийского корпуса атакуют позиции противника при поддержке авиации, артиллерии и танков. Брянский фронт, фотограф Леонид Великжан



Декабрь 1945 года, газета «Труд»: «В глубь Кавказских гор, в аул Кубачи письмоносец доставил фотографию из Берлина. На ступеньках обгорелого рейхстага заснята группа конников-дагестанцев в бурках и папахах. На оборотной стороне фотографии несколько строк и много подписей. Строки эти гласят:
«На кинжалах, которые вы для нас отковали, выгравирована надпись; «Ни за что не упусти змею, отрезав ей хвост; если ты проницательный, то пошли вслед за хвостом и голову». Отрубив голову змеи и напоив наших горских коней водами Шпрее, мы припадаем к вашим ногам и смиренно говорим: «пусть будут здоровы ваши домашние
».


В этой тяжелой войне кубачинцы и на фронте и в своем ауле – показали себя достойными сынами своей земли. Кубачинцы славятся своими острыми клинками. И таким тонким рисунком на них. Они всегда могут защитить тех, кого любят.
Клинок, Кубачи, экспонат ГИМ

Ответить

Вернуться в «Производители подстаканников»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 8 гостей