Выставка "Северной черни" в Вологде

ХАЮС, Предприятие ПАС, Эмальерная фабрика Лен-ИЗО – Ленинградская ювелирная фабрика, Красное-на-Волге. Пётр Иванович Агафонов, Село Подольское. Артель По заветам Ильича
Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Выставка "Северной черни" в Вологде

Сообщение Нелунатик-увы » 13 фев 2020, 22:52

Нелунатик-увы писал(а):
12 авг 2019, 19:06
Г. Великий Устюг, Жетон Строительный Техникум , 1932 год



Г. Великий Устюг, Жетон Строительный Техникум , 1936 год








Г. Великий Устюг, Жетон Строительный Техникум , 1937 год









Шильниковская
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 18 апр 2016, 16:22

Re: Выставка "Северной черни" в Вологде

Сообщение Шильниковская » 24 июн 2020, 13:08

Добрый день, Нелунатик-увы!

Так уж получилось что на Ваше сообщение я отвечаю только сейчас. Вчера просматривала сообщения по этой теме и решила Вам написать.

Шильниковский Евстафий Павлович, мой дед, был женат на Юлии Николаевне Раздроговой. 14.09.1927 г. в семье родился сын Владислав, мой папа. Юлия Николаевны умерла 24.07.1978 г., Евстафий Павлович 18.08.1980 г. Мой папа, который последние годы жил в Санкт-Петербурге, 19.03.2019 г.

Я живу в Санкт-Петербурге. Поддерживаю отношения с Администрацией Великого Устюга, музеем, Краеведческим обществом. В этом году исполнилось 130 лет со дня рождения Евстафия Павловича. Город отметил эту дату. Его имя присвоено художественной школе, улице города. Местный меценат в 2018 г. установил бронзовый памятник на набережной города.

Я поставила перед собой задачу как можно полнее собрать информацию о художественном наследии деда и не только как мастера черневого искусства, но и как рисовальщика и живописца. Дед был прекрасным рисовальщиком академической школы рисунка и как он сам говорил, что при его даровании и работоспособности он добился бы больших успехов в живописи если бы посвятил ей жизнь.

Я буду признательна всем тем, кто обладает информацией о Евстафии Павловиче и поделится со мной этой информацией, фотографиями.

С уважением,
Шильниковская Елена Владиславовна

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Выставка "Северной черни" в Вологде

Сообщение Нелунатик-увы » 24 июн 2020, 18:36

Уважаемая Елена Владиславовна, спасибо за рассказ о Вас и о вашей семье. Больше спасибо ))).
Помню, Вы писали о ложках из "Синьцзянской серии": "Большой комплект предметов столового серебра (130) был изготовлен в подарок Западному Китаю. В настоящее время место нахождения комплекта неизвестно ни российским, ни китайским исследователям. Возможно сохранилось несколько ложек. Прошу написать местонахождение этих ложек".
Думаю, что речь идет вот об таких ложках. Я раза три встречала аналогичные на разных аукционах. Последний раз это было в апреле 20-го, хотела Вам сообщить об их продаже, но не смогла найти как связаться. Состояние как писал продавец "разное", хотел за них 15000 (это я просто даю как ориентир по цене и хочу сказать, что довольно редко, но всплывают и продаются).
С уважением, Наталья


Шильниковская
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 18 апр 2016, 16:22

Re: Выставка "Северной черни" в Вологде

Сообщение Шильниковская » 30 июн 2020, 10:46

Наталья, добрый день!
Спасибо что откликнулись. Ситуация с ложками из Синьцзянской серии очень интересна. Все ищут, не могут найти. Скорее всего серия погибла в период Вел. Китайской революции. Так мы решили с искусствоведом, которая долгое время руководила музеем завода "Северная чернь". Она занималась наследием СЧ в контексте её развития. Конечно интересно было бы на ложки посмотреть. Есть ли клеймо завода. Клеймо завода это одно, но и Евстафий Павлович, если он лично гравировал предмет, всегда оставлял след. Буду Вам благодарна за информацию о работах Е. П. Аукцион проходил где? В сети?

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Выставка "Северной черни" в Вологде

Сообщение Нелунатик-увы » 30 июн 2020, 20:28

Елена Владиславовна, на ложках было клеймо СЧ. Вот эти три были на форуме Антик-форум, там и продались. А как Вы считаете, они из Синьцзянской серии? Мне почему-то думается, что да. Иногда встречала меточки-буковки на предметах СЧ (обычно две, видно имя и фамилия). Но именно на этих ложках буковок не рассмотрела, хотя фотографии были не очень. А какие меточки ставил Евстафий Павлович?
Елена Владиславовна, может быть Вы оставите адрес электронной почты? Если встречу что-то интересное в продаже (сама я не продаю), то просто отправлю ссылку.

Шильниковская
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 18 апр 2016, 16:22

Re: Выставка "Северной черни" в Вологде

Сообщение Шильниковская » 02 июл 2020, 09:31

Наталья, добрый день!
Меточки буквы это действительно инициалы гравера. Евстафий Павлович ставил Е. Ш. На заводе не сохранились эскизы к этой серии. В альбоме эскизов работ Евстафия Павловича есть рисунок этой ложки. Альбом хранится в Краеведческом музее Великого Устюга. Серия из 130 предметов с повторяющимся рисунком? Думаю эта ложка серийного производства. Кстати, за все годы работы СЧ, только у Евстафия Павловича был 6 разряд гравера.

Наталья, мой адрес: eskudarnova@mail.ru

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Выставка "Северной черни" в Вологде

Сообщение Нелунатик-увы » 02 июл 2020, 22:46

Шильниковская писал(а):
02 июл 2020, 09:31
Наталья, добрый день!
Меточки буквы это действительно инициалы гравера. Евстафий Павлович ставил Е. Ш. На заводе не сохранились эскизы к этой серии. В альбоме эскизов работ Евстафия Павловича есть рисунок этой ложки. Альбом хранится в Краеведческом музее Великого Устюга. Серия из 130 предметов с повторяющимся рисунком? Думаю эта ложка серийного производства. Кстати, за все годы работы СЧ, только у Евстафия Павловича был 6 разряд гравера.

Наталья, мой адрес: eskudarnova@mail.ru
Елена Владиславовна, да, наверное Вы правы, такие ложки редко, но встречаются, получается что это уже серийность. Конечно, Вам виднее, Вы многое видели, можете сравнивать, просто мне кажется, что рисунок мотылька на ложке какой-то фантазийный, мотивы не совсем русские.
Если не ошибаюсь, заказ на Синьцзянскую серию поступил в 1935 году. А вот это строки из статьи 1936 года: "Мастер берет «заготовку» будущей ложки и начинает гравировку. И вот на ложках появляются: китайский дракон, сказочная птица, причудливый мотылек». Предположу, что речь идет именно о китайском подарке.
А может быть подобные ложки были сделаны по мотивам рисунков Синьцзянской серии?

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Выставка "Северной черни" в Вологде

Сообщение Нелунатик-увы » 04 июл 2020, 09:35

Из статьи Сергея Маркова «В городе Водолея», 1936 год:

Великий Устюг в наше время имеет 30 000 населения. Все друг друга здесь знают. Поедешь по городу и обязательно кого-нибудь встретишь...


Почтовая открытка Великий Устюг, 1913 год


Виктор Викторович Комаров, краевед и археолог, хочет, чтобы старое искусство ожило по-новому.


Краевед В.В. Комаров и историк С.Т. Глебов (в белой рубахе) на берегу Сухоны, фото О. Кнорринга

Комаров – низенький, седоватый и спокойный, заложив руки за спину, стоит посреди музея. Он привычно объясняет экскурсантам сущность старого искусства. Он ведает Промышленным отделом музея. Камчатые красавинские скатерти, устюжская щетина, фанера, все, чем славен Великий Устюг, собрано Комаровым. Виктор Викторович и Куканова собирают краткую историю здешних предприятий. Комаров, начиная с 1904 года, изучает по летописям, рассказам старое мастерство города. Комаров собрал немало всяких сведений и о граверах по металлу, о литейщиках, выливавших замечательные вещи из меди и серебра…


Прекрасная книга Виктора Викторовича, уверена, что она знакома многим интересующимся нашими художественными промыслами


… С чувством собственного достоинства по тротуару идет с тростью в руке Михаил Павлович Чирков, знаменитый мастер чернения по серебру. Чирков не так давно понял, что его искусство действительно прекрасно, что сам мастер нужен стране. Ведь долгое время Чирков был забыт. Теперь он знатный человек города, о Чиркове пишут московские журналы и газеты.
Чирков идет в мастерскую «Северная чернь». Там Михаила Павловича ждут молодые граверы. Нежное матовое серебро покрывается глубокими узорами. Чернь и позолота, дополняя друг друга, создают прекрасный, единственный в своем роде, рисунок на серебре.
Цеер – почти единственный инструмент гравера. Чирков действует цеером точно и ловко, как хирург ланцетом. Мастер берет «заготовку» будущей ложки и начинает гравировку. И вот на ложках появляются: китайский дракон, сказочная птица, причудливый мотылек. Когда глубокий узор готов, мастер покрывает гравировку секретным составом «северной черни». Весь узор становится траурным, как негатив. Теперь надо снять избыток черни, чтобы заполняла лишь глубокие линии узора. Потом мастера золотят серебро – там, где требуется.
Артель «Северная чернь» бедна. Совет промысловой кооперации района еще плохо заботиться о своих знаменитых ремеслах. Сам Михаил Павлович, человек с мировой славой, - что тут греха таить, - с отчаяния пил. Северная чернь еще года три тому назад погибала.
- Уж я думал, что не нужен никому стал, - разводит руками Чирков. – Ехать отсюда хотел, так и уехать из города не давали. А теперь вижу совсем другое дело.


Брошь Великий Устюг, Чирков Михаил, 1920-ые годы, ГИМ


Старик передал секрет северной черни молодым мастерам. И кому бы вы думали? Старики черневые мастера – Жилин и Кошков – перевернулись бы в гробах! Верный помощник старого мастера, наследница древнего секрета – девушка Маруся Угловская! Она – первая в истории всей «северной черни» женщина-мастер. Чирков и сам не поймет, почему устюжские девушки оказались неплохими граверам, особенно – Мелентьева. В большой комнате черневой мастерской сидят три УгловскихМаруся, Паша и Анна, Лена Бучнева, Галина Острогина. Мерцает покорное серебро, цееры вонзаются в светлую поверхность металла. Одна за другой из-под рук граверов выходят ложки, кольца, наперстки, пудреницы, броши.
Михаил Павлович молчаливо смотрит на молодых мастериц, улыбаясь сквозь прокуренные усы. Ай да молодец, Мелентьева! Ведь, она одна из всех девушек не пользуется переводной бумагой при гравировке. Просто взглянет на рисунок, возьмет цеер и смело перенесет узор на серебро!
Кстати, беседуя с мастерами, мы придумали выпустить к столетию со дня смерти А.С. Пушкина специальную пушкинскую серию изделий из серебра с чернь.
- Эх, на старости лет сам я возьмусь, - сказал Чирков. – Хорошо бы блюдо сделать с его портретом, кубок да хорошие портсигары…


Молодой гравер «Северной черни» Мелентьева, фото О. Кнорринга


Давайте зайдем в маленький желтый домик, где живет заклятый враг Чиркова чеканщик Корсаков! Война между стариками вспыхнула давно из-за того, что Корсаков стал утверждать, что он, якобы, открыл свой способ составления секретного снадобья для чернения. Ссора мастеров зашла очень далеко. Корсаков стал применять в своей борьбе совершенно запрещенные приемы. Это известно всему городу… Но как чеканщик, Корсаков, конечно, замечателен.
Мы идем к Корсакову. Со мной – Евстафий Шильниковский, замечательный художник, мастер тонких офортов и гравюры. Евстафий Павлович, - коренной устюжанин – после учения в Академии вернулся домой, да так и застрял в белокаменном захолустье навсегда.


Шильниковский делает рисунки для Пушкинской серии изделий с северной чернью, фото О. Кнорринга


Нас встречает высокий бритый старик с обрюзгшим лицом. Да он и есть чеканщик Корсаков, но не только чеканщик, а и ювелир и гравер. У него есть свидетельство самого Кошкова, когда тот в 1893 году был здесь главой серебряного цеха. И Корсаков уже 53 года работает…
Мастер решил показать нам весь процесс чекана. Он повел нас к своим инструментам-чеканам. Они назывались рыбками, широтами, полускоринками, крестиками, подходничками, оглаженниками, подушками, звездочками, подштукальниками… На столе лежала груда разных видов чекана – свыше пятисот штук. Стальной чекан имеет разные окончания – острое, круглое, трехгранное и сотри фигурных. Сейчас мы увидим, как работает Корсаков! Он готовится к этому сеансу и не обманул наших ожиданий.
Многозначительно поглядев на гостей, Корсаков надел очки и взял в левую руку один из чеканов. И мы увидели – чекан ка бы сам побежал по листу меди. В правой руке мастера – молоток. Корсаков ударяет им по чекану, но чекан держится на весу. Острие инструмента не доходит до обратной стороны медного листа, и чекан именно бежит по поверхности металла с невероятной скоростью…
- Вы смотрите, что он творит, - замечает Шильниковский. А ведь это, действительно, здорово!
На листе меди, на наших глазах вырос выпуклый герб советской страны. Мы видели, как он рождался. Зерна в медных колосьях были сначала тусклы, как северные жемчужины, мотом медный жемчуг вдруг заблестел. На серпе появились тончайшие зубчики…


Корсаков за чеканкой. На столе – вычеканенный Корсаковым советский герб, фото О. Кнорринга


- Как это вы здорово – левой рукой, - восхищался Шильниковский.
- Не то еще можем! – азартно уверял мастер. Он сидел, моложавый и ловкий, с молотком в руке, и делал передышку, рассматривая готовый узор.
- Я с малолетства к этому приучен. Раньше раки чеканил, оклады к иконам; надо понять – время такое было. А теперь сделал гербы… Чего мне Чиркову завидовать? Я отрыл секрет черни! Не верите? Двадцать лет бился, опыты делал.
- Но, ведь, чернь отскакивала от серебра, а чирковский состав – вечен. Сплющите молотком серебряную брошку Чиркова, и чернь не отскочит, а останется на серебре, хоть кувалдой эту брошку бей.
- Ну вот что, Георгий Николаевич, - говорим мы, - о Чиркове и всех ваших ссорах с ним мы больше и слушать не хотим, зачем вы такую вражду развели? Вы же мастера оба, а искусство не терпит зависти. Вы замечательный чеканщик, и это все знают. Чекан надо восстановить и сделать его советским.
- Георгий Николаевич, поглаживая бородку говорит Шильниковский. Вы меня простите, но я вот что вам скажу. Искусство ваше замечательно, и спасибо вам великое за сегодняшний сеанс. Вы чеканщик искусный, но вам нужна помощь художника. Нужно создавать новый орнамент. Давайте я вам буду помогать. Идет?
- Так мы никогда от этого не отказываемся. Вы, Евстафий Павлович, человек ученый. Я вашу помощь приму всегда. Вы рисуйте, а я чеканить буду. Я на это дело согласен, - воркует Корсаков. Он присмирел и успокоился.
- Я еще к вам зайду, - прощается Шильниковский. – Мне вот эти ваши рыбки да звездочки интересны.
- Милости просим, Евстафий Павлович! Кланяется чеканщик. – Это всегда можно.
Он провожает гостей до ворот.
- Ч-ч-орт его знает… К-какой мастер, а склочник д-дикий – заикаясь говорит Шильниковский.


Артель «Северная чернь». Художественный руководитель Шильниковский Е.П. и мастер золочения Корсаков Г.Н. за просмотром работ, 1950 год, Госкаталог музейного фонда РФ

Шильниковская
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 18 апр 2016, 16:22

Re: Выставка "Северной черни" в Вологде

Сообщение Шильниковская » 06 июл 2020, 13:06

Наталья, добрый день. Вполне возможно что запустили в серийное производство. Я постараюсь это уточнить у бывшей сотрудницы музея СЧ или даже посмотреть в архиве г. Устюга в фонде СЧ. Но! COVID-19 вносит свои временные поправки на это исследование. Я себе записала.

Могу сказать одно, например декоративная стопка "Золотой хмель", которая во всей литературе описывается как художественное произведение, и это действительно так, была внесена в список массового производства. В архиве РГАЛИ есть дело с документами, которые подавались для присвоения звания Заслуженный деятель искусств в 1956 г. В деле есть перечень "Основных ювелирно-художественных работ художника Е. П. Шильниковского, выполненных для артели Северная чернь". 1936 -1947 г. г. "Серия ювелирно-художественных изделий: ложек по заказу Северного Китая". Серийный выпуск. Место хранения Музей Народного Искусства НИИХП. В своей автобиографии Е. П. не упоминает о том, что он работал над "Синьдзянской серией". Мой папа так же прохладно отзывался об этой серии. Можно сказать это была "проба пера". В любом случае надо смотреть и фонд СЧ, и дело Е. П. Все это в планах. То что написано в книгах, не всегда соответствует действительности.

Шильниковская
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 18 апр 2016, 16:22

Re: Выставка "Северной черни" в Вологде

Сообщение Шильниковская » 06 июл 2020, 13:16

Наталья, подскажите пожалуйста: "Музейный фонд РФ" где он находится?

Е. В.

Ответить

Вернуться в «Производители подстаканников»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 15 гостей