Кубачи, Дагестанская АССР

ХАЮС, Предприятие ПАС, Эмальерная фабрика Лен-ИЗО – Ленинградская ювелирная фабрика, Красное-на-Волге. Пётр Иванович Агафонов, Село Подольское. Артель По заветам Ильича
Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 28 май 2020, 20:36

И даже в суровые годы войны кубачинцы не забросили своё ювелирное мастерство, продолжали работать и создавать изделия, наполненные традицией и любовью к Родине. Летом 1944 года газета "Труд" напечатала статью о мастере Алихане Ахмедове:

"Дом кустарей музея в Леонтьевском переулке известен не только москвичам, но и далеко за пределами столицы. Созданный в 1885 году московским земством, музей за последнюю четверть века превратился в редкостную сокровищницу произведений многогранного народного творчества…

В горах Дагестана, на высоте около 1500 метров над уровнем моря, как орлиное гнездо, прилепилось к скалам селение Кубачи
Алихан Ахмедов – последний из блестящей плеяды старых кубанских гравировщиков. С двенадцатилетнего возраста – вот уже 47 лет – украшает он тончайшим плетением золотые и серебряных изделия. Ослабело зрение, но по прежнему живо, артистично-тонко творческое воображение, крепка и искусна рука художника. Он приехал в Москву с подарками – великолепными шашками и кинжалами, чеканными, инкрустированными костью, золотом.

Алихан Ахмедов. Ножны, из комплекта шашка в ножнах, 1936 год, экспонат Всероссийского музея декоративного искусства


И первый его был в музей. Сдвинув на лоб высокую каракулевую шапку, он с нескрываемым лукавством показывает новый портсигар:
- Ну, как, нравится стариковская работая?
Среди тонкой, изысканной вязи орнамента нанесен рисунок кубачинских скал с плоскокрышими домами. На другой крышке – фигура джигита. Пейзаж и фигура – новое в традиционно-орнаментальном искусстве кубачинцев.

Алихан Ахмедов. Портсигар, 1930-1950-е годы, экспонат Всероссийского музея декоративного искусства


Старик довольно улыбается: он любит орнамент, его трогает такое бережное внимание к характеру кубачинского творчества:
- Институт много сделал для нас, - говорит он, с трудом подбирая русские слова. – Умрет старый Алихан – его фантазия не умрет. Придет молодой ученик и сделает новую вещь, как задумал Алихан. Вернется сын мой. Большой мастер, лучше меня. Он много и хорошо рисует на бумаге…

… В мае, например, только артели РСФСР - строчевышивальные, ковровые, камнерезные и косторезные, ювелирные и т.п. – сделали на 32 миллиона рублей разнообразных вещей».
Изделия молодых ювелиров поступят в продажу в ювелирные магазины столицы".

Алихан Ахмедов - автор и исполнитель, Гужаев Алихан - монтировщик . Сахарница, 1947 год, экспонат Всероссийского музея декоративного искусства

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 20 июн 2020, 08:59

Заслуженный деятель искусств РД Ильяс Гаджиламамаев:
"В Дагестане много настоящих художников и ювелиров. Кубачинское ювелирное искусство как было уникальным сто лет назад, так и сейчас удивляет людей тонкостью работы, разнообразием трудоёмких приёмов изготовления.


Горный аул Кубачи, автор фотографии Дементиевский Иван, 2014 год

Отдельные кубачинские ювелиры штампуют и ширпотреб крайне низкого художественного уровня для массового потребителя, потому что покупатели просят доступную для их кошельков продукцию.
Ранее у известных мастеров были возможности реализовывать изделия. И была уверенность в том, что их произведения может приобрести один из музеев республики или столицы, художественный фонд Союза художников страны.
Молодые высококвалифицированные мастера и в настоящее время представляют свои изделия на разные выставки, просмотры, конкурсы, ярмарки, но у них нет уверенности в том, что будут желающие приобрести их работы.

Все знают, что в магазинах реализуются изделия из драгметаллов по весу, а не по художественному достоинству. В последние годы кубачинских мастеров посещают много посредников, которые не имеют никакого отношения к искусству и мастерству. Они просят изделия недорогие, простые. Потом эти изделия оказываются в магазинах с большими надбавками посредников и хозяев магазинов. Среди этих работ, конечно, имеется и ширпотреб крайне низкого уровня.
Обратите внимание на количество ювелирных магазинов в Махачкале: один рядом с другим, и в основном все с вывесками «Кубачинское серебро», «Кубачинские изделия», «Салон Кубачи», «Магазин Кубачи» и т. д. Сабля, изготовленная мастером высокой квалификации, с глубокой гравировкой, филигранью и элементами из слоновой кости и эмали, доступна не всем покупателям и будет лежать в этих магазинах годами, тогда как сабля, имеющая более-менее товарный вид, но дешевле в десять раз, будет приобретена покупателем для продажи (как выражается покупатель). По этим и другим причинам теперь в Кубачи среди молодых крайне мало стало мастеров, владеющих трудоёмкой глубокой гравировкой.

В настоящее время в Кубачах около ста мастеров, владеющих техникой эмали. Среди них династии Куртаевых, Изабакаровых, Юнусовых, Чушовых, Алмасовых. Кубачинцы также хорошо знают мастеров, владеющих техникой насечки золотом и серебром по железу. Среди них можно назвать Абдула Канаева, Гаджигасана Шахаева, Абдула Гасанова (сына Яхьи Гасанова), которых знаю лично я. У Гаджибахмуда Магомедова также три внука, которых он обучал технике насечки золотом по железу, в совершенстве владеют этой техникой...
"


Deep Blue Sea, автор фотографии Евгений Костин.
На фотографии кубачинский златокузнец и оружейник Абдул Канаев. Снято в его мастерской

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 21 ноя 2020, 18:02

Нелунатик-увы писал(а):
28 дек 2014, 10:54
Е.И. Шиллинг «Кубачинская серебряная доска», Москва, 1938 год
«Начало артельной организации было положено в 1924 году. В настоящее время мастеров объединяет крепкая промколхозная организация имени Тельмана, куда входят все лучшие мастера, образовался от слияния промкооперативной артели с колхозом, где был до этого особый металлический цех. Промколхоз имеет свои помещения, оборудование, материалы. Он получает крупные и ответсвенные заказы и задания…
В текущем году промколхоз и сельсовет Кубачей организовывает в ауле музей…
»
Портсигар Дальние дали, клеймо ПК.Т, предположительно расшифровывается Промкооперативная артель Тельмана






Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 20 мар 2021, 06:35

Без клейма. Но интересный предмет, хочется показать

Мундштук Д.С.С.Р., 1935 г.






Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 15 апр 2021, 19:53

Нелунатик-увы писал(а):
21 ноя 2020, 18:02
Портсигар Дальние дали, клеймо ПК.Т, предположительно расшифровывается Промкооперативная артель Тельмана



Портсигар Прекрасное далеко, клеймо ПК.Т, предположительно расшифровывается Промкооперативная артель Тельмана








Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 15 авг 2021, 20:05

Портсигар Дагестан, клеймо нечитаемое, надпись-гравировка 1933 года (об аутентичности надписи ничего не могу сказать)












Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 18 сен 2021, 13:23

О дагестанской девушке Оглан-Бажи из селения Рутул. Газета Труд, декабрь 1942 года, автор Роман Фатуев


Дагестанская девушка, гравюра Фаворский Владимир Андреевич


Мы приехали в далекий лезгинский аул Рутул с печальной вестью: сообщить о гибели нашего товарища Аслана.
Аслан погиб, как герой. Смертельно раненый в грудь, он не выпустил из рук штурвала до тех пор, пока не посадил свой самолет на аэродром. Когда мы подбежали к машине и, отбросив целлулоидовый колпак, заглянули в кабину, Аслан был мертв. Сняв с его груди вола ордена, мы привезли из в Рутул, чтобы передать его молодой жене Оглан-Бажи.
И вот мы здесь, в далеком Рутуле, на границе Азербайджана, у острогов Главного Кавказского хребта.
Аул Рутул, с гравюры, 1940-е годы


С каким волнением мы переступили порог сакли Аслана! Вот на стене висят его черкеска, серебряный кинжал и плеть с костяной рукоятью. Аслан был хорошим джигитом, стал замечательным летчиком…

Оглан-Бажи спокойно, как и подобает горской женщине, выслушивает нас, затем, взяв ордена, прикалывает их на левой стороне черкески, над газырями.
Следуя кавказскому обычаю, мы оставляем Оглан-Бажи одну. К ней должны прийти женщины, чтобы, вспомнив Аслана, вместе оплакать его, - в такое время мужчинам не место среди женщин.

Утром на аульской площади собрался весь Рутул; нам предстояло поведать народу о геройской смерти Аслана.
Когда мы поднялись на маленькую, сложенную из дикого камня трибуну, вся площадь была заполнена людьми, и взоры всех были обращены на нас. Рутульцы стояли тесно, с темными, окаменевшими лицами. Впереди – старики, за ними – женщины, на кровлях и навесах саклей – дети.
От имени Н-ской авиаэскадрильи и товарищей Аслана говорил старший лейтенант Булат Темиров.
- Каждый из нас, - сказал он, - будет держать штурвал самолета так же крепко, как держал его наш друг и ваш односельчанин Аслан. Только смерть вырвет штурвал из наших рук!
Уступая место следующему оратору, Булат Темиров сошел с трибуны. Рутульцы стояли неподвижно: - в этом молчании выражались вся из скорбь и тяжесть утраты.
В ауле, Курков Игорь Антонович, 1986 год


Но вдруг в задних рядах произошло движение, Народ расступился. По узким каменным ступеням на трибуну вошла Оглан-Бажи, одетая в праздничное парчовое платье. На ней была просторная малиновая рубаха, стянутая на груди золотыми застёжками в крупной бирюзе и яхонтах, широкий кафтан темно-рубинового цвета, с длинными, почти до земли, рукавами. На голове – платок с необыкновенной красоты узором, унизанный по краям золотыми монетами. В ушах – серьги кубачинской работы, с длинными, до самых плеч, подвесками. На руках – тяжелые браслеты и кольца с крупными камнями; талия перетянута широким серебряным поясом ювелирной работы. Такие платья горские женщины надевают в самых редких случаях, иногда один-два раза за всю жизнь. Оно переходит из поколения в поколение, и порой такому платью насчитывается несколько столетий. Каждый род по женской линии свято хранит его; чем знаменитее род, тем красивее и дороже платье.
Когда Оглан-Бажи, сверкая драгоценными камнями и золотом, поднялась на трибуну, крик изумления вырвался у всех присутствующих. Как можно, чтобы женщина в день печали и горя, когда она, по горскому обычаю, должна быть одета в черное из грубой материи платье, вдруг нарядилась в свой свадебный костюм!
Обложки книги Художественное серебро Дагестана


Привычным и таким характерным для горянки жестом Оглан-Бажи закинула конец платка за левое плечо и, не поднимая глаз, начала говорить:
- Подруги! Не для вас я надела свой лучший наряд, и не для себя, и не для того, кого уже нет в живых. Я надела этот наряд для врагов наших: пусть они посмотрят на меня и увидят на мне не черное плате скорби, а мой праздничный наряд! Пусть они услышат, не плач, а мой призыв к вам! Самым дорогим человеком для был Аслан, самой дорогой вещью в моем доме – мое платье. Родине отдал свою жизнь Аслан, родине я отдаю свое платье и украшения. Пусть это золото и серебро превратятся в сталь и поразят тех, кто незваными пришли в наши горы..
Оглан-Бажи расстегнула тяжелую пряжку пояса и положила его к ногам. Пояс овил ее ноги, обутые в бархатные, шитые позументом туфли, словно сказочная змея. Затем сняла браслеты, кольца.
Пряжка пояса, Дагестан


- Подруги! – продолжала Оглан-Бажи. – Снимите ваши украшения и положите рядом с моими: украшения нужны не нам, а нашим мужьям, братьям и сыновьям. Родине отдайте ваши драгоценности!...
Старики расступились, и к трибуне одна за другой стали подходить рутульские девушки и женщины, снимать с себя серьги, кольца, цепи и складывать их к ногам Оглан-Бажи. Стояла та же торжественная, священная тишина, какая обычно бывает во время произнесения клятвы.

Последним к трибуне подошел высокий седой старик, лучший кинжальщик в Рутуле – Маймад Ул-Ата. Он вынул из серебряных ножен клинок и положил ножны к ногам Оглан-Бажи, на груду серебра.
- А клинок еще пригодится! – сказал Маймад Ул-Ага. – Он не затупится и в простых деревянных ножнах. Враг узнает крепость этой стали в этой руке!...
Клинок и ножны, Дагестан

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 11 дек 2021, 07:29

Расул Алиханов, прославленный кубачинский мастер. В этой теме мы уже размещали работы художника по металлу, хочется немного рассказать о этом талантливом человеке.

Графика. Заслуженный деятель искусств Расул Алиханов, автор Фейгин Моисей Израилевич, 1967 год




Газета «Труд», 1940 год: «Искусство жителей одного аула, рожденное много веков назад, передается из поколения в поколение. В школах аула Кубачи учатся 600 ребят, и почти каждый из них в свободное время присматривается к работе отцов и дедов и, сначала карандашом и тушью, а потом и резцом, воспроизводит чудесные завитки орнамента.

Кадр из фильма Устар. Мастер Расул Алиханов, 2006 год




Ученику Кубачинской школы Расулу Алиханову было только десять лет, когда он, работая рядом с отцом. Выгравировал украшение для кавказского пояса. Второй его работой была ручка. Серебряная ручка, украшенная тонким, замысловатым рисунком, обошла старых мастеров аула, и они пришли поздравить отца Расула с новым мастером в доме. Старики не ошиблись.
Ученик Кубачинской школы Расул Алиханов – талантливый художник-гравер. Серебряный кувшин (кумган) и рамка, выгравированные Расулом, побывали на выставке в Нью-Йорке, в отделе детского творчества». (в газете «Пионерская правда» за 1939 год уточняющая информация о выставке: «Расул Алиханов и Магомед Гаджи Бахмут сделали серебряных прибор из 7 предметов, покрытых кубачинским орнаментом». Работа ребят была «удостоена первой премии».)

Расул Алиханов, 30-е годы




Продолжу цитирование: «В этом году в подарок товарищу Сталину ковровщицы Дагестана соткали ковер с портретом любимого вождя. А серебряную орнаментированную рамку к ковру сделали кубачинские мастера. Украшать рамку кубачинцы выделили лучших мастеров-художников резца: шестидесятилетнего Бахмуда Инджиева, семидесятилетнего Мусу Чабкаева и пятнадцатилетнего Расула Алиханова. Великое счастье выпало на долю Расула. В большой серебряной рамке с орнаментом великий Сталин увидит и его труд.
Много красивых изделий вышло из-под резца кубачинских художников-граверов. Но рисунки, по которым они работали, не сохранялись. У кубачинцев не было альбомов. И только в последние годы появилось стремление увековечить богатейшее мастерство.
Над альбомами работают старые мастера Магамед Алиджанов, Саид Магомедов и юных художник Расул. В маленьком альбоме Расула бережно хранятся пятиконечные звезды, украшенные листочками и цветами, рисунок орнаментированной вазы и кувшин с серпом и молотом, увитыми гирляндами, образцы орнамента для насечки на кость и металл. Подолгу любуешься этими рисунками. Они не уступают рисункам старых мастеров.»

Рисунки кувшина и вазы из альбома Расула Алиханова




Расул Алиханов воевал, после войны вернулся в родное село.
Газета «Труд» за 1947 год: «Сейчас в Кубачи создана граверная школа фабрично-заводского обучения. В этой школе сто учеников, среди них много девочек. Впервые за тысячелетия девочки стали заниматься граверным делом. Директор школы – Расул Алиханов. Недавно тов. Алиханов закончил новую свою работу: Модель Кремлевской башки из золота, серебра и столовой кости».

Расул Алиханов, письменный прибор «Кремль»




Из статьи газеты «Труд», 1972 год: «Отец Расула Алиханова был талантливым мастером чеканки. Но искусство отца было знакомо только в родном ауле, а об искусстве сына знают далеко за пределами Дагестана. Расул Алиханов заслуженный деятель искусства республики, лауреат государственной премии имени Репина. Так же, как и некогда отец, Алиханов работает дома. Но основная его работа на кубачинском художественном комбинате».

Семья Алихановых, фотография 1965 года




Расул Алиханов - сын своего народа, он всегда переживал за престиж родного аула и его крайне беспокоили издержки новых экономических отношений, результатом которых стало снижение качества кубачинских изделий. В 2006 году на экране вышел фильм «Устар. Мастер Расул Алиханов». С болью говорит талантливый мастер: «Вместе с развалом Советского Союза развалился и наш Комбинат. 600 мастеров работали… Работали, их обеспечивали серебром, золотом… Как случился развал, все перестали давать… Абсолютно о них забыли… Кубачи - это гордость России, обидно мне, моего возраста осталось 2-3 человека. Я говорю молодым людям: -Учиться надо, надо пересматривать старые работы. – Но говорят за этот труд деньги не выплачивают…»

Расул Алиханов




Работы дагестанского художника-ювелира Расула Алиханова разных лет

Расул Алиханов, портсигар, 30-е годы




Расул Алиханов, Фрагмент плакетки с барельефом Е.Г. Джугашвили, 1949 год






Расул Алиханов, Накладка на папку 1954 год




Расул Алиханов, Флакон для духов, 1958 год




Расул Алиханов, Поднос Кони, 1977 год




Расул Алиханов, Кувшин, 1970 год



Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 29 авг 2022, 20:19

Знак Сделано 1917/VI- 32 С.С.С.Р. - За ликвидацию рабства в средней Азии, клейм нет




Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 9690
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение ESol » 29 авг 2022, 20:44

Интересный знак!!!!!!!!!!!!!

Ответить

Вернуться в «Производители подстаканников»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей