Необычайные приключения танка Рикардо в стране большевиков.

Портсигары 1ЮФ, портсигары ЮХА, надписи на портсигарах, портсигары и спичечницы, портсигары с клеймом ЮКМ, портсигары НПЗ, портсигары с клеймом ЕФ, портсигары с клеймом ГЕ
Ответить
Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 9690
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Необычайные приключения танка Рикардо в стране большевиков.

Сообщение ESol » 21 май 2013, 00:43

Одним из символов Первой Мировой войны стали первые танки. И если про модели, которые действительно являлись прорывом в танкостроении и определили конструкторские решения на много лет вперед (как, например, «Рено» FT-17) знают только люди, интересующиеся военной историей, то практически каждому человеку известны тяжелые английские танки. Именно ромбовидный бронированный монстр (а на самом деле, целое семейство схожих между собой машин – от Mk I до Mk IX), неторопливо ползущий через окопы, затмил собой все остальные машины. Впрочем, он имеет на это право, поскольку именно он был первым танком этой войны.
Однако, приключения этих танков не закончились вместе с Первой Мировой. И ждали они их в загадочной России. Попасть в Россию было суждено одной из самых современных машин из этого семейства – Mk V. В нашей стране его называли танк Рикардо, по имени конструктора двигателя танка.

Портсигар 20-х годов

Первыми танками, прибывшими в Россию, были 20 танков «Рено» FT -17 из состава 3-й роты 303-го полка штурмовой артиллерии. Под ударами 2-й Украинской Советской армии французы бросили свои танки и они достались как трофеи Советскому государству. А первыми англичанами были прибывшие 22 марта 1919 года шесть больших Mk V и шесть легких Mk A. Общее количество танков, поставленных Вооруженным силам Юга России, составило 73 машины Mk V, Mk A и «Рено» FT 17.
В ходе боев на Юге России часть танков были утрачены в боях, особенно кровопролитных в районе Царицына и на Каховском плацдарме, но после захвата Крыма и бегства остатков белых армий Красной армии достались богатые трофеи. Особенно при взятии Таганрога — 19 танков, Ростова — 9 танков, Новороссийска — 18 танков, Феодосии — 5 танков, Севастополя — 6 танков.
Достались Красной армии и по одному Mk V и Mk A на севере, в Архангельске.
Обзаведясь таким количеством бронетехники, РККА начала формировать собственные танковые части. Тем более, что еще пятнадцать танков «Русский рено» (аналог «Рено» FT 17) были сделаны на заводе «Красное Сормово». Каждый из них носил собственное имя (хоть я и отклоняюсь от темы, но не могу отказать себе в удовольствии их перечислить): «Борец за свободу товарищ Ленин» (принимал «товарища Ленина» лично товарищ Троцкий), «Парижская комунна», «Карл Маркс», «Лев Троцкий», «Лейтенант Шмидт», «Карл Либкнехт», «Красный борец», «Красная звезда», «Пролетарий», «Свободная Россия», «Черноморец», «Буря», «Керчь», «Победа».
Первыми центрами обучения советских танкистов стали Екатеринодар (где были захваченные танки) и Смоленск, куда в мае 1920-го года прибыл 1-й танковый отряд.



Дебютом советских танкистов стала Советско-Польская война. 4 июля 1920-го года, под Полоцком вместе с бронепоездом №8 «имени Раскольникова» и бронеавтомобилями 14-го автоброневого отряда, пошли три танка «Рикардо» 2-го танкового отряда. Хотя два танка из трех были подбиты польской артиллерией (что, в общем, неудивительно, учитывая, что скорость танков составляла всего 5 км/ч) и до третьей линии окопов добрался только один танк, оборона противника была прорвана всего за час (хотя до этого, все попытки пехоты прорвать ее были безуспешны).
Принимал участие 2-й танковый отряд и в захвате Грузии в 1921-м году. Предполагалось, что танки будут наступать по шоссе, в то бронепоезда будут наступать по железной дороге. Однако тихоходным «англичанам» было не угнаться за бронепоездами, и кончилось все тем, что танки погрузили на платформы и повезли по железной дороге вслед за бронепоездами.
Танкам отряда (в это время в отряде были три танка: Б-5, Б-9 и «В чем дело») предоставился случай отличиться, когда бронепоезда были остановлены у разъезда Караджалар. В пять часов вечера 24 февраля, танки при поддержке пехоты форсировали реку Сасхенис и атаковали отряд юнкеров, прикрывавший Тифлис. В ходе короткого боя было захвачено до 150 пленных и три пулемета. Затем танки двинулись на Тифлис.
При ночном марше «В чем дело» свалился с двадцатиметрового обрыва (экипаж отделался ранениями), а оставшиеся в строю два танка утром 25 февраля достигли Навтлуга.
Бой и последовавший за ним марш дорого дались танкистам. Многие из них находились в полуобморочном состоянии, у некоторых носом и горлом шла кровь. Но активные действия танков позволили возобновить наступление бронепоездов.
После гражданской войны танкам пришлось осваивать помимо военных и мирные профессии. Так, несколько бронеотрядов были отправлены на помощь Поволжью, где их танки использовались для вспашки зяби. Наиболее удачно в качестве тракторов использовались танки «Рено».
Не менее важной задачей для танков было участие в парадах. Первым танком, который принял участие в параде на Красной площади, был трофейный «Рено», участвовавший в параде 1 мая 1919 года:



В парадах, разумеется, участвовали и танки Рикардо:



Участие таких танков в параде запечатлел и Александр Дейнека:

Это страница из детской книжки "Парад красной армии". Впрочем для 1931 года, когда вышла книжка, эта картинка уже была анахронизмом.
В 1927-м году начинается производство первых серийных танков МС-1. Одновременно с этим, старые танки начинают выводиться из эксплуатации, и в 1930-м году все сохранившиеся танки Рикардо в количестве 44 штук были отправлены на склады (из них девять – сняты с вооружения). А в 1938-м году принимается решение, в соответствии с которым устаревшие танки списывались. Одни шли в переплавку, другие передавались укрепрайонам для использования в качестве неподвижных огневых точек. Но танкам Рикардо повезло и здесь:
«…Танки Рикардо в количестве 14 шт. передать по 2 шт. городам Смоленск, Ростов на Дону, Харьков, Ленинград, Киев, Ворошиловград и Архангельск для использования их как исторических памятников гражданской войны….» (еще один «Рикардо» стал экспонатом музея на НИАБТ полигоне – знаменитой Кубинки). Так они начали свою новую службу – в качестве памятников и экспонатов.
Это Кубинка - одна из лучших в мире коллекций танков.
А это танк из Архангельска (он сейчас на реставрации)
Харьков

А в Луганске есть целых два Рикардо:



http://babs71.livejournal.com/49920.html

skievbashka
Сообщения: 660
Зарегистрирован: 19 апр 2012, 00:16

Re: Необычайные приключения танка Рикардо в стране большевик

Сообщение skievbashka » 21 май 2013, 00:54

да, в Луганске есть
и даже их реставрировали
и приезжали англичане, осмотр им делали и что то там еще
но видел один
т.к. второй был на реставрации

а до реставрации зрелище печальное
т.к. по нему можно лазить и пр

а т.к. стоит сзади музея - то и мусора там мама не горюй
хотя такой рарик - что у многих там руки чесались его прихватизировать

Ответить

Вернуться в «Портсигары»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 15 гостей