«Маленькая-большая живопись» Михаила Соколова

Ассоциации, связанные с подстаканниками, подстаканные загадки
Ответить
Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

«Маленькая-большая живопись» Михаила Соколова

Сообщение Нелунатик-увы » 01 апр 2014, 19:18

Недавно была в Ярославском художественном музее. Тронули работы одного художника. Попробую показать, что видела.

Михаил Ксенофонтович Соколов (1885-1947) принадлежит к поколению тех художников, чей творческий путь начинался в начале XX века. Среди современников он держался обособленно. Ни до, ни после революции 1917 года не был членом художественных объединений, в искусстве стремился найти собственный путь, следуя своим идеалам.
А.Ф. Сафронова «Портрет М.К. Соколова», 1928-1929 год



Художник не был обделен вниманием критиков и теоретиков искусства. В 1910 – 1930-е годы о нем писали искусствоведы; во второй половине 1920-х годов Соколов попал в сферу внимания Государственной Академии художественных наук. В 1929 году именно в ее стенах состоялось заседание, на котором было прочитано несколько докладов, посвященных его творчеству. На нем Д.С. Недович сказал: «Одержимый своей живописной мечтой, он носит в себе упрямые образы романтических пейзажей, причудливых голгоф, старомодных женщин в манерных шляпах. Он упирается в свою фантазию и не признает становящегося дня».
М.К. Соколов « Женский портрет (Марина Баскакава)», 20-е, холст, масло



В 1934 году Соколов становится членом МОСХ (Московский союз художников). Его произведения экспонируются на главных выставках. Его графические произведения неоднократно выставляла в своих выставках Третьяковская галерея. При этом он не утрачивает свойственную творческую самобытность, продолжает работать циклами на темы минувших эпох.
М.К. Соколов « Дама с веером», 1937 год, бумага, пастель



Его работы были вне существующей художественной системы, пожалуй, это и стало новым поворотом в его судьбе. После ряда публикаций в печати руководство МОСХа пришло к выводу, что Соколов - это «идеологически вредный формалист».
М.К. Соколов «Пейзаж с прохожими и собакой», 30-е годы, холст, масло



Жизненную ситуацию обострял вопрос о выделении мастерской на Верхней Масловке. Претендентов на мастерские в новом строившемся здании было много. Фамилия Соколова в списке претендентов была в числе первых, но он оказался наиболее уязвленным. Соколов писал Н.В. Верещагиной-Розовой: «художественная Москва сейчас живет двумя станами – моих друзей и моих врагов. Это особенно выяснилось на так называемом «производственном совещании»… Были провокационные выступления, но, к сожалению провокаторов, я не пошел на них. Я говорил последним. Когда поднимался по ступенькам к «месту оратора», то, по замечанию одного из моих друзей, мой вид был человека, идущего на эшафот к «своей неизбежности», - разница лишь та, что шел под аплодисменты, как модный тенор… Получение мастерской превратился в какой-то фарс…».
Соколов стал жертвой ложного доноса осенью 1938 года – через две недели после того, как получил ключ от мастерской. Он был осужден к семи годам лагерей.
М.К. Соколов « Москва. Арбатский переулок», 30-е, холст, масло

Нелунатик-увы
Сообщения: 6569
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: «Маленькая-большая живопись» Михаила Соколова

Сообщение Нелунатик-увы » 04 апр 2014, 17:53


Ответить

Вернуться в «Разговоры обо всём»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 14 гостей