Если изделия из мельхиора, серебра часто вызывают споры, надо ли убирать патину, то подстаканники с отбитой эмалью явно не украшают коллекцию, и требуют либо замены, либо реставрации, если это возможно. На аукционе я присмотрел подстаканник с эмалевым покрытием, от которого осталось процентов сорок-сорок пять, поэтому он и стоял. Я решил купить, и купил за 350 рублей.

Немного поговорим об эмалях, их различают:
-высокотемпературные (680-900 С), стекловидные;
-низкотемпературные (150-360 С);
-холодные эмали.
В моем случае была перегородчатая стекловидная высокотемпературная эмаль. Т.е. микроплощадки, окаймленные буртиками, и в них заливается эмаль разных цветов согласно замыслу художника для создания орнамента или мозаики, которая и обжигается. Сколы эмали были самые различные и самые произвольные. Для того, чтобы начать заливать или закрашивать эмалью, нужно было удалить остатки эмали из отдельной взятой ячейки. Вот тут-то я столкнулся с серьёзной проблемой. При обжиге эмаль достигает значительной твердости, по международной системе шкалы твердости HRC-65-68 единиц (для сравнения - нож охотничий HRC 53-55 единиц). Для начала я сломал у жены две иголки, пытаясь выковыривать остатки эмали, а потом разочаровался и бросил. Проблема решилась сама собой. Будучи по грустным делам в ритуальной мастерской, где работают с камнем, я увидел специальный карандаш-чертилку, которым они делают разметку гранита и т.д. (см. фото).


В карандаш с обеих сторон вставлен победит, твердость которого сравнима с твердостью алмаза. Где они берут, я не знаю, но у них я приобрел за коньяк. И дело пошло. Я тщательно удалил остатки эмали (см.фото),




обезжирил "бензином-калошей" и начал покрывать эмалью на акриловой основе, белым цветом, а там вы уже знаете. И чтобы придать характерный блеск, я высохший подстаканник покрыл сверху цапоновым лаком (смотри фото).

Конечно, это имитация , без обжига.
С уважением, Графолон.