Статья "
Мастера камня", журнал "
Техника - молодежи"
№3,
1937 год:
"На
Обводный канал, где помещается
2-й Ленинградский завод русских самоцветов, везут со всех концов страны красивейшие цветные камни.
В глыбах, плитах, обломках лежат на заводском дворе прекрасные дары природы: розовые орлецы, голубые лазуриты, серые яшмы, зеленые амазониты, нефрит цвета морской воды…
Бульдог из уральского ангидридаа
Когда здесь накопится 65 т чудесных камней, надо будет выбрать всего 2 т отборного, самого красивого камня, чтобы изготовить из него замечательный экспонат для
Международной Парижской выставки 1937 года – огромную
карту индустрии Советского Союза.
Трудно увидеть где-либо карту таких масштабов. Размер ее около 20 кв. м! Горы, моря, леса – все это делается из цветного камня богатейших расцветок (ведь одна яшма имеет двести цветов!). Ярко-красные рубины укажут на карте города нашей страны. Дымчатые топазы будут помещены в тех точках, где находятся нефтяные промыслы. Хризолиты покажут местонахождения бумажных комбинатов. Бирюзовый пунктир из аквамиринов покажут трассу Северного морского пути.
Вся это мозаика будет поддерживаться большой бронзовой рамой. Ведь карта будет весить целых
две тонны! И работают над ее созданием
192 специалиста: полировщики, наборщики, резчики, шлифовальщики, ювелиры, огранщики… Много искусства и вкуса нужно вложить в этот яркий и драгоценный экспонат.
Чтобы везти карту в Париж, она будет разборной и имеет 72 секции, которые будут смонтированы на выставке.
Расцветку всей мозаики подбирают заслуженный деятель искусств
проф.
И. Бродский и
художники Грабарь и
Пименов.
Карта из самоцветов – вторая большая работа завода, который несколько месяцев назад, совместно со
Свердловской фабрикой, делал из русских самоцветов
кремлевские звезды.
Многие десятилетия карта будет наглядно рассказывать нашим потомкам о двух исторических пятилетках строительства советской индустрии. Изделия из самоцветов очень долговечны…
Во дворе завода русских самоцветов, в каменных глыбах и обломках, вы никогда не найдете будущего сверкающего самоцвета.
Камень еще тускловат, сер и мутен. Нужные ему блеск, чистоту красок и форму дадут на заводе.
Три ступени обработки проходит камень: предварительное оформление, шлифовку, полировку…
Постепенно, через ряд вращающихся планшайб и обдирочных кругов, проходит каменная пепельница или чернильный прибор. Их шлифуют сначала грубым карборундом, потом более мелким, потом войлочными терками. На специальных патрончиках в другом цехе нумеруют самоцветные запонки, трут их порошком зеленого крокуса, полируют на оловянных кругах. Так получают свой подлинный и красочный блеск яшма, лазурит и орлец, использованные в запонке, кольце или серьгах.
Пудреница из яшмы
А рядом в небольшой комнате – цех огранки. Здесь дорогие и ценные камни – лиловый аметист, голубые топазы, зеленые изумруды, синие сапфиры и др. Немногочисленны ряды гранильщиков – рабочих сложной и искусной квалификации.
Умение гранить передавалось по наследству, и имена искуснейших
русских гранильщиков Подкорытова и
Татаурова известны ювелирам международного рынка.
Портсигар из коричневой орской яшмы
… Но вот камень отшлифован, огранен. Что же дальше? Теперь очередь за ювелирами.
Немногие люди из молодого поколения освоили эту сложную творческую профессию. Ажурщики, филигранщики, закрепщики, мундировщики – много специальностей в ювелирном искусстве.
Мастер Иванков двумя маленькими плоскогубцами собирает тончайшую серебряную цепочку. Каждое ее ушко меньше 2 мм в диаметре, оно плохо видно простым глазом, и монтировать ее надо с лупой.
Разглядите внимательно эту красивую брошь, изображенную на фото. Такие делает
мастер Щепков. Перед ним на карте рисунок – хитросплетенный узор филигранной броши. Он наклеивает по линиям рисунка тончайшие витые проволочки, которые сам свил и вытянул из ценного металла, и нередко в таком узорчике надо собирать до тысячи миниатюрнейших кусочков проволоки, незаметно закрепить их в ажур, окружив им драгоценный граненный аметист или голубой топаз. И тогда перед вами возникает красивейшее кружево из металла.
Филигранная брошь
Но что за ступки, валики, мелкие детали, изображенные на снимке? Какое отношение они имеют к самоцветам?
Лабораторная ступка из канканской яшмы
Цветные камни играют теперь большую роль не только в архитектуре – красивых колоннах и балюстрадах, не только в украшениях одежды и быта. Они призваны на службу технике. Устойчивость, крепость, твердость, нестираемость камней – важнейшие качества для современной индустрии…"
Клоун из самоцветов