Нелунатик-увы писал(а): ↑15 авг 2015, 06:57
...
Серебряная ваза, орнаментированная звездой (по рис. худ. С.Н. Полушина), Московская скань (Москва, 1-я Московская ювелирная артель) - фотография из альбома 1940 года «Народное искусство СССР в художественных промыслах»
...
Во Всероссийском музее декоративного искусства Москвы находится филигранная ваза. К сожалению, предмет поврежден, будем надеяться, что его восстановят. Подпись экспоната: «
Ефимов Илья (мастер), Полушин С. (художник)»
Действительно, это работа мастера-филигранщика
Ильи Ефимова, его авторство подтверждает и почтовая карточка 1939 года с соответствующим пояснением:
Хочется в этой теме немного рассказать о мастере-филигранщике
Ефимове Илье Константиновиче.
В
Биобиблиографическом словаре Художники народов СССР 1983 года содержится информация о мастере: «
Ефимов Илья Константинович родился в 1881 году в деревне Яковлево Подольской губернии. До 1917 года работал в частных мастерских Фаберже и Лурье в Москве. Выполнял ювелирные изделия из золота и серебра – кольца, броши, браслеты и т.п. (филигрань, эмаль, драгоценные и полудрагоценные камни), а также церковную утварь – лампады, подсвечники, ковши, оклады икон (серебро, филигрань, эмаль, драгоценные и полудрагоценные камни)».
Революция перевернула жизнь миллионов людей. Крах экономики, гражданская война, разруха, безработица, голод… Тяжкое время, когда многим пришлось выживать. Значительно сократилась потребность в предметах роскоши, многие в погоне за куском хлеба ушли служить сторожами, взялись за соху или сменили кисть и резец на винтовку. Сухая статистика опустошения армии кустарей-художников 1924 года: «
В 1918 году при перерегистрации кустарей, производивших художественные изделия из серебра и золота, оказалось по одной лишь Московской губернии свыше 60 000 человек. Сейчас из этого числа осталось едва 500-600 человек. Так совершенно исчезло чрезвычайно тонкое мастерство финифтевое. Все эти мастера если не умерли с голоду, то давно за ненадобностью на внутреннем рынке перешли на простую черную работу и на всякие службы».
Кормила ли ювелирная профессия Илью Константиновича в 20-х годах - не знаю, но думаю, это время было для него нелегким, тем более, за ним стояла его большая семья – жена, Мария Сергеевна, и 11 детей.
Коллектив безработных при Нижегородском комитете биржи труда работает в бондарно-ящичной мастерской, 1920-е годы
В книге
1958 года «
Русский художественный металл» (авторы Т.М. Разина, И. М. Суслов, Е. Н. Хохлова, Н. С. Гореликов) сказано:
"Большую роль в развитии советского ювелирного производства сыграли опытные московские ювелиры И. К. Ефимов, М. Н. Фирсов и А. В. Воронин, передавшие молодежи традиции высокого профессионального мастерства».
Также в этом издании говорится: «
Ефимов И. К. был одним из организаторов Ювелирно-Художественной артели в Москве».
В трудах Лосевой-Постниковой, Перфильевой также повторяется, что эти три мастера являются организаторами артели (насколько понимаю, это констатация основана на источнике 1958 года). Ни капли не принижая заслуги этих замечательных ювелиров, все же скажу, что подтверждающего материала об этой стороне их деятельности пока не встречала.
Подвеска Воспоминание, мастер Ефимов Илья Константинович, 1930-его годы, экспонат Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
Зато однозначно можно говорить о том, что Илья Константинович в 1930-х годах действительно работал в
Первой Ювелирной артели, создавая волшебную красоту. Документальные свидетельства: «
Кусочек серебряной крошки, стиснутой миниатюрном станком, вытягивается в руках мастера Ефимова в тончайшую серебряную нить. Потом в тех же умелых руках эта нить сплетется серебряной узорчатой паутиной вокруг лилового аметиста или матового со светлыми прожилками уральского камня и превратится в изящную филигранную брошь или кулон…» (газета Труд, 1935 год)
Серьги Бутоны, мастер Ефимов Илья Константинович, 1930-его годы, экспонат Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
Биобиблиографический словарь Художники народов СССР 1983 года, читаем: «
произведения Ефимова И. К. экспонировались на всемирной выставке в Париже 1937 года».
Портсигар Звезда, серп и молот, 1930-е годы, работа И. Ефимова (по рисунку художника С. Н. Полушина), экспонат Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
Портсигар Звезда, серп и молот, 1930-е годы, работа И. Ефимова (по рисунку художника С. Н. Полушина), скан из книги «Народное искусство СССР в художественных промыслах» 1940 года
В
1940 году в музее Института художественной промышленности Всекопромсовета открылась большая
выставка «
Сталин в произведениях мастеров народного творчества». Газета Труд писала: «
На выставке собрано огромное количество произведений, посвященных руководителю страны. Лаковая миниатюра «Сталин среди детей», вышитые портреты нашего великого учителя и руководителя, гобелен с изображением народного празднества в честь Конституции и вождя народов товарища Сталина… Среди экспонатов были ювелирные изделия первой Московской ювелирной артели».
В этой теме уже показывали подстаканник с эмалью и Сталиным, покажу еще раз. Возможно, он был и на этой выставке.
Филигранный подстаканник с живописью, изготовленный в артели Первая ювелирно-серебряная фабрика (Москва) мастером Ефимовым И., фото Черепкова, газета Труд, 1939 год
Работал Илья Ефимович и после войны.
В 1948 году в Музее народного искусства была открыта выставка художественных изделий из металла. На выставку свои экспонаты прислали многие промысловые артели, мастера и художники. Среди экспонатов был и позолоченный
кубок с эмалевыми вставками, сделанный мастером ювелирно-художественной артели Ильей Константиновичем
Ефимовым.
Сын Алексей вспоминал: «
Отец делал крупные вещи: кубки, вазы, шкатулки и возил в столицу. Он работал надомником от артели. Все эти вещи находятся сейчас в московских музеях. Они высшего класса, удивительно красивые! Отец умер в возрасте 80 лет, и до самой смерти не расставался со своим любимым делом". (Газета Труд, 1971 год)
Подстаканник Роза, мастер Ефимов Илья Константинович, 1950-его годы, экспонат Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
У Ильи Константиновича было
11 детей. У каждого своя жизнь, своя дорога. Но мы говорим о 1-ой ювелирной артели, поэтому дальше речь пойдет о
сыне Алексее,
Алексее Ильиче Ефимове, который тоже работал на этом предприятии.
Алексей родился в
1922 (
1921?) году в деревне Яковлево Подольской губернии. Вот как сам Алексей, уже будучи взрослым и состоявшимся в ювелирном деле большим мастером вспоминал о том, кто помог ему понять и обрести свой путь: «
Мой учитель – отец. С детства нравилось мне наблюдать, как мастерски плетет он красивые тонкие узоры из проволоки. Отец и мне рассказал, как надо накладывать проволоку на бумагу, как закреплять, как припаивать, монтировать, но работать не давал. Дело — это очень кропотливое, много усидчивости требует. А откуда она у мальчишки, думал отец. Но мне очень хотелось попробовать. И вот как-то я остался дома один, взял серебряную нить - и закрутилась она у меня, завилась кружевами, аж дух захватило. В середину серебряного узора камешек вставил и положил на стол, где старший брат Володя работал. Пришел отец, удивился:
- Ну и молодец Володька, ой, кулон сделал.
А Володя отказывается, не я, мол. Пришлось мне признаться. Обрадовался отец:
- Ух, ты! Что же ты стоишь? Давай работать!
С тех пор стал он серьезнее относиться ко мне. Бывало, работаю и чувствую, что нет уже никакого терпения, а он отвлекает, рассказывает всякие истории:
- Вот царь Петр и плотничал, и столярничал, и корабли строил, а филигрань начнет делать, завитушку не сумеет поставить, и уже терпения нет. Все порвет, поломает и бросит. Откуда я это знаю? Знаю от отца, твоего деда, а дед от своего деда. Это все из поколения в поколение передается. Мы —мастера потомственные. А ты, если не удается что, лучше эту вещь отложи в сторонку и что-нибудь другое делай. Успокоишься, возьмешь ее снова, и работа хорошо пойдет».
Брошь Веточка, мастер Ефимов Алексей, 1952 год, экспонат Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
Война. Алексей Ефимов уходит на фронт.
Владимир Поляков, троюродный брат Алексея, на сайте
Бессмертный полк написал: «
По рассказам мамы и бабушки Алексей Ильич Ефимов принимал участие в обороне Ленинграда, а значит знал те страшные голодные годы блокады. И всё же, он смог выжить, и дойдя до конца войны вернуться домой живым. Судя по фотографиям, он имел много наград, но жаль, что этих самых фотографий осталось не так много. Однако есть одна из тех, где Алексей Ильич запечатлён с тремя боевыми товарищами. На фото он самый старший из них, в том числе и по званию. К слову, о ранении и той операции, которую он перенёс после войны. Не буду лукавить, но об этом я мало что знаю, однако то, что он смог пройти всю войну от начала до самого конца, говорит о том, что он был настоящим героем».
Алексей Ефимов с боевыми товарищами, фотография из семьи Владимира Полякова
После войны Алексей Ефимов
вернулся в
Ювелирную артель и продолжал работать. Талантливый мастер жил работой, создавая мирную красоту, по которой так истосковались люди.
Брошь, автор Алексей Ефимов, 1952 год, экспонат ГИМ. Данная брошь была показана на выставке «Брошь ХХ века. Мир русской ювелирной миниатюры» в 2018 году во Всероссийском музее
декоративно-прикладного искусства
Из книги «
Русский художественный металл», авторы
Т. М. Разина,
И. М. Суслов,
Е. Н. Хохлова и
Н. С. Гореликов 1958 года: «В артели "Московский ювелир" молодые художники и мастера
О.А. Дворяткина,
Г. И. Новичкова,
А. И. Ефимов,
Б. И. Сергеев и другие сделали многое для создания нового ассортимента изделий из драгоценных металлов с камнями, чернью, эмалью.
В филигранных работах
А. И. Ефимова – декоративных туалетных коробочках, перстнях, брошах нашли отражение традиционные приемы русских ювелиров. Серебряные перстни его работы привлекают изяществом и декоративностью».
Брошь и перстни работы Алексея Ефимова, фотография из книги Татьяны Михайловны Разиной «Русская скань и эмаль»
В
1955 году Алексей переходит работать в
лабораторию художественной обработки металла Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП). В стенах института бурлила творческая жизнь, рука об руку работали научные работники, народные мастера, художники. Кстати, выше был показан портсигар работы отца Алексея «Звезда, серп и молот», выполненный по эскизу художника Сергея Полушина. Сергей Полушин тоже работал в довоенные годы в НИИХП, наверное, что близко нам, с тем мы порой пересекаемся.
Здесь для Алексея стало больше возможностей для самовыражения, художественных экспериментов.
Брошь Дева, автор Алексей Ефимов, 1951 год, экспонат Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
В лаборатории, где работал Алексей Ефимов, работали увлеченные, талантливые люди. В коллективе сложилась добрая, творческая атмосфера.
Зинаида Михайловна Зинькова, художник института, вспоминала: «
Ефимов — это высший класс! Все мы учились у него и очень ему благодарны. Он как-то легко и быстро умел показать самые сложные приемы филигранного мастерства».
Петр Иванович Уткин, начальник лаборатории по металлу, подчеркивал: «
Ефимов часто как соавтор выступает на выставках с художниками, потому что проекты художников без его исполнения не выглядели бы так выразительно. Это все работы уникальные».
Коробочка Сказочная, автор Алексей Ефимов, 1955 год, экспонат Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
Газета
Труд,
1971 год: «
В «запаснике» института много изделий, выполненных Ефимовым за последние годы. О них трудно рассказывать, их надо видеть, чтобы понять чудодейственное мастерство рук человека. Вот серебряное ожерелье из крупных ажурных бусин. Бусины — сами по себе уже произведения искусства. Сначала рисунок бусины выкладывается (набирается — говорят мастера) в виде двух ажурных половинок на железном шарике-«шаблоне». Затем эти половинки соединяются вместе испаиваются. Получится бусина. Сделано это так аккуратно, что кажется, будто бусина вырезана каким-то чудо-резцом из цельного шарика".
Ожерелье Зимнее, автор Зенкова, исполнитель Алексей Ефимов, 1964 год, экспонат Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
НИИХП организовывала экспедиции в разные регионы России с целью сбора и изучения материалов по народному искусству отдельных областей, краев и республик РСФСР и оказание помощи существующим местным художественным промыслам.
«В
1957 году в Улан-Удэ, по инициативе работников института, при артели «Кооператор-комсомолец» был организован цех по производству художественных изделий. В начале 1958 года в эту артель выезжали художники института А. Ефимов и Е. Николаев. Они провели семинар с народными мастерами – ювелирами и резчиками по дереву, приехавшими из улусов различных районов Бурятии. Во время семинара были созданы образцы изделий с национальным бурятским орнаментом». (
Советская этнография,
1959 год)
Экспедиция 1962 года в Кировскую область, экспонат Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
Екатерина Николаевна Хохлова в своей работе «
Как возрождали народное искусство в СССР» писала: «
В музее института проводились экскурсии, лекции, тематические выставки. Москвичи особенно охотно участвовали в проведении так называемых «Дней школьника», устраиваемых во время каникул». В эти дни в музей приходили наши художники, вооруженные «техникой» и демонстрировали школьникам приемы резьбы и росписи по дереву, лепку из глины, вышивание, кружевоплетение на коклюшках и многое другое". Главное – школьники могли под присмотром мастеров сами пробовать обрабатывать подсобные материалы, что их очень увлекало».
Художник Ефимов Алексей Ильич со школьниками в музее НИИХП, фотография Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
Мастер русского народного искусства Алексей Ильич Ефимов — участник многих отечественных выставок декоративно-прикладного искусства и как исполнитель, и как автор. Его вещи хранятся в музеях Москвы, Подмосковья и других городов. Его искусство было представлено и за рубежом на всемирных выставках в Париже, Брюсселе, Монреале... И везде оно вызывало восхищение.
Мастера не стало в
1985 году. Наверное, всем нам важны любовь, уважение, понимание. Иногда прощение. На работе, в семье. И до, и после.
Брошь Бесконечность, автор Алексей Ефимов, 1955 год, экспонат Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства