Николай Маркевич, газета
Труд,
1938 год:
"
КУБАЧИ
Слава аула и населяющего его народа велика. О Кубачах знают в ленинградском Эрмитаже, в Лувре, во многих мировых музеях.
Чайник со съемной крышкой, автор А. Кишев, Кубачи, 1937 год (экспонат выставки в Париже)
Путь к аулу сложен. У столицы Дагестана — Махач-Кала — вагоны подбегут к самому берегу моря. Мелькнут нефтяные вышки Избербаша. На минутку поезд остановится у маленькой станции Мамед-Кала. До Маджилиси идет автомобиль. Последнюю часть пути от Маджилиси до аула Кубачи приходится проделать верхом. 30 километров верховая лошадь проходит за 6—8 часов. Причина столь большой медлительности — особенности дороги. Местами дороги вообще нет, есть тропа, узкий карниз на ребре горы. На Старо-Кубачинской дороге можно размышлять о пределах своего мужества. Сверху грозят обвалом нависающие скалы, внизу по камням шумит поток, ширина тропы временами такова, что не могут на ней разойтись две встречных лошади
Горы Дагестана
Вот некоторые подробности биографии народа, в течение веков, поколение за поколением, выращивающего талантливейших мастеров - оружейников, граверов, литейщиков, чеканщиков, непревзойденных мастеров орнамента, знатоков фарфора, фаянса, бронзы, древних тканей.
В течение веков выделывали кубачинцы оружие, сбрую для лошадей, бытовые предметы украшения.
В 1395 году, когда Тамерлан возвращался из Дишти-Кынчака, кубачинцы снабдили его кольчугами и бронями.
Шлём с маской и кольчугой, Кубачи, конец XIX – начало XX веков, экспонат Российского этнографического музея
В поисках рынков сбыта ездили кубачинцы по всему миру. Возвращаясь домой, мастера привозили опыт многих стран, любовь к наукам, привозили они также изделия — ткани, бронзу, фаянс, фарфор. Способы обработки металлов были изучены и завезены в Кубачи со всех концов мира: из Персии, Индии, Малой Азии. Но никогда кубачинцы не были простыми копировальщиками. Талантливые мастера, творцы, они создавали и хранили свой стиль.
Со временем вместо панцирей и кольчуг стали в Кубачах изготовлять кинжалы и ружья. Неизменным оставалось мастерство, подлинное искусство. Орнамент на оружии, на предметах обихода, на украшениях вызывал восхищение.
Кремневая винтовка, Кубачи, около 1800–1850, экспонат Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Неприступность аула, высокое мастерство кубачинцев позволяли им сохранять свою независимость. Тщетно первый имам Дагестана Кази-мулла хотел завоевать Кубачи. Шамиль делал попытки подчинить их, применяя меры экономического воздействия (кстати, для Шамиля кубачинцы делали пушки и медали с его изречениями, этими медалями Шамиль награждал отличавшихся в боях).
Больше 100 лет отстаивали кубачинцы свою независимость от наступавшего русского царизма. |
Вместе со всеми народами Советской страны кубачинцы вписали в свою биографию славную дату освобождения.
Муэдин Араби Джемал. Первое мая в Кубачи, 1933 год
Сейчас весь народ живет в одном ауле. Из 2.500 кубачинцев до 400 человек— мастера насечки, граверы-художники, литейщики, чеканщики, монтировщики. Это целый отряд обрабатывающих металл, главным образом серебро.
От ушедшей ночи на снежных вершинах лежат синие тени. Поднимается солнце, заливает горы, снег начинает пылать.
По крутым тропинкам вниз идут женщины. У каждой из них за плечами большой кувшин — мучал, спереди на руке меньший кувшин - кутка. Женщины идут неторопливо, величественно; они проходят мимо кладбищ, где поднимаются вверх резные каменные плиты, насчитывающие по нескольку столетий. Они спускаются к источнику. Наполнив кувшины, они ловко перетягивают их шерстяными белыми шарфами, поднимают на плечи и возвращаются в аул.
Рисунок Д.С.Федорова Переноска кувшинов с водой у кубачинцев, 1920-ые годы
У председателя колхоза Али Магомедова нам подали традиционное кушанье хинкал — тесто, вареное с бараниной. На железной печи находился котел, медная крышка его была покрыта узором.
На полке стояло несколько мучалов. Все бытовые предметы были покрыты украшениями, все они отличались простотой линий и рисунков, той простотой, которая заставляет сжиматься сердце антиквара, чувствующего встречу с настоящими произведениями искусства.
Мой котел, мой котел, ты мне друга нашел.
Сделал дед тебя мой. На тебе мое имя сокрыто в резьбе.
И костер я развел, чтобы друг мой пришел,
Чтобы кипящий котел речь о предках повел. (стихи Чингиза Гуссейнова, рисунок А. Гуссейнова)
С веранды дома Али Магомедова три двери вели в комнаты.
В одной из них жила семья, хранились все предметы обихода.
Средняя была отведена нам для ночлега (стены этой комнаты были покрыты старыми обоями, пол устлав коврами; на стене висели репродукции с картин: Рубенса «Пейзаж, с радугой», Шишкина «Корабельная роща» и Рюислаль «Голланлец»).
Дверь в третью комнату была открыта. Пол ее тоже покрывали ковры. Одна из стен была скрыта под тарелками и блюдами, висевшими плотно одно к другому. На второй стене тянулись полки, уставленные медной чеканной посудой. Это был домашний музей. Председатель колхоза Али Магомедов был совсем не единственным в ауле владельцем подобного музея, их имеет, за редкими исключениями, каждая семья. Вот перечисление предметов, находящихся в одном из таких музеев: чашек, тарелок и блюд фарфоровых и фаянсовых - 67, среди них персидский фаянс XV, XVII ‚ XVIII веков, китайский фаянс XVII века, персидский фарфор XVIII века, русский фаянс XVIII века, русский, китайский фарфор ХIХ века. На полках: котлов медных литых местной работы—9, больших местных водоносных кувшинов медно-чеканных—7, кувшинов малых медно-чеканных—8, персидских медно-чеканных сосудов —9, русских расписных стеклянных кувшинов и штофов ХУП—ХУШ веков—5).
Собирая у себя предметы искусства разных времен и разных народов, поколения кубачинских мастеров учились на этих образцах.
Кубачи, в доме, фотография 1934-1935 года, экспонат Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого
Мимо каменных построек, мимо кладбищ с резными камнями-памятниками мы прошли к гордости кубачинского промколхоза — новому зданию мастерской. Это здание выстроено уже по европейскому образцу: двухэтажное, с большими светлыми окнами, оно сложено из серого камня. Единственное украшение здания — это вырезанные на камне же древние изображения оленя, попирающего змею, геральдических львов и фантастической птицы. Каждое из таких изображений насчитывает не по одной сотне лет. Каждое из них могло бы найти место в музее. Но Кубачи богаты древностями (лучшие образцы резьбы на камне хранятся в Эрмитаже), и кубачинцы могли себе позволить роскошь подобным образом украсить вновь строящееся здание.
Каменный фрагмент декора здания, Дагестан, конец XIV – начало XV века
Фасад дома в Кубачи, рисунок Николая Борисовича Бакланова, около 1925 года. Если присмотреться, видно, что при строительстве дома использовали старые архитектурные элементы
Сейчас готова только часть здания. В одной из комнат работают граверы: художники. В большинстве своем это пожилые люди. Почти у всех очки — глаза быстро слабеют, работа гравера тонкая и кропотливая. Сейчас граверы выполняют специальный заказ: делают серебряные пояса и газыри для казачьих частей Красной армии. Здесь мы познакомились с прославленными мастерами Ахметом Кишевым и Абдулой Тупчиевым, премированными за экспонаты, посланные на Всемирную Парижскую выставку.
Около каждого гравера несложные инструменты, небольшие тиски, в которые зажимается обрабатываемая серебряная пластинка. Рука опытного мастера покрывает эту пластинку тонким, сложным, вычурным рисунком. С первого взгляда рисунок на всех пластинках одинаков, но, вглядевшись, замечаешь, что каждый рисунок своеобразен. |
Мастер Гаджи Ахмет Имаев – представитель старого поколения художников мастеров, которые передают свои, накопленные веками, знания молодежи
... Солнце поднялось уже высоко. Женщины вышли на открытые веранды своих домов и принялись за рукоделье—вязку шерстяных чулок яркой расцветки и своеобразного рисунка.
Под навесом два колхозника обрабатывали кожу. В мастерских лили медь, точили дерево. Дробно стучали молоточки чеканщиков.
Солнце уже почти касалось горных вершин, когда вышли мы к новому зданию школы. В этот день занятий не было. Около школы шли танцы.
Фишбейн Леонид Давидович, Кубачинки, 1975 год
Поздно ночью заседало правление колхоза. Сначала говорили о заказах. Это наиболее волнующая тема. Сейчас мастера имеют работу. Но заказ небольшой. И уже сейчас руководство колхоза опасается, что мастера могут остаться без дела. И в этом отношении Кубачинскому промколхозу должны быть оказаны внимание и помощь.
В эту ночь на правлении было решено ходатайствовать о выдаче ссуды, необходимой для организации фонда оборотных средств, о предоставлении сырья и металлов.
А потом говорили о посевах, пастбищах, о скоте. Приближалась весна и скоро должны были вернуться в горы зимовавшие внизу овечьи отары.
Газета Труд, 1937 года: «Жители гор, кубачинцы, раньше не имели своей земли, скота и не занимались сельским хозяйством. Кубачинцев кормило их оружейное мастерство. Теперь на склонах аула пасется кубачинская баранта. В этом году состоялось торжественная передача земли на вечное пользование Кубачинскому колхозу»
Уже после заседания беседовали о школе. К этой теме здесь возвращаются часто. Кубачинцы прекрасно понимают необходимость образования. Родителей волнует судьба их детей. Преподавание в школе ведется на кубачинском и даргинском языках. В школе есть уроки русского языка. Но, кончая семилетку, подростки не обладают необходимыми знаниями русского языка, такими знаниями, которые бы давали возможность продолжать образование в других учебных заведениях. По-кубачински за пределами аула нигде не говорят. Весь народ живет в одном ауле...
Большой и глубокий идет пересмотр всего жизненного порядка в этом далеком ауле, формируются замечательные качества и свойства у новых представителей древнего народа.
На следующее утро пошел снег. Камни обледенели. Седлали лошадей. Председатель колхоза Али Магомедов заботливо предложил поправить подковы у лошадей, поставить новые, более острые шипы. Его жена принесла молоток и шипы. Они лежали в плоском чеканном сосуде, форма и тончайший рисунок которого свидетельствовали о благородном его происхождении".
Эскиз орнамента для подстаканника. Автор Алиханов Расул Алиханович, экспонат Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства