Кубачи, Дагестанская АССР

ХАЮС, Предприятие ПАС, Эмальерная фабрика Лен-ИЗО – Ленинградская ювелирная фабрика, Красное-на-Волге. Пётр Иванович Агафонов, Село Подольское. Артель По заветам Ильича
Нелунатик-увы
Основатель форума
Сообщения: 6714
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 26 фев 2023, 09:10

Газета "Труд", октябрь 1926 года:
"Дагестанская автономная республика занимает самую восточную часть Кавказа. Это дикая горная страна. Спутанные горные хребты и их отроги здесь тянутся во всех направлениях, образуя то неприступные вершины, то глубокие ущелья, то пропасти. Здесь нет никаких дорог. Путями сообщения служат горные тропинки, и путникам все время приходится карабкаться по головоломным и безжизненным утесам.
В Дагестане вы не найдете широких долин, с пышной растительностью, здесь почти нет лесов – одни дикие скалы да утесы.




Все эти глубокие и длинные ущелья, похожие на черные трещины, в которых глубоко бьется горная река – накладывают на страну суровый отпечаток. Вообще природа Дагестана не гостеприимна. Дождей здесь мало, между каменных стен – несносная жара, а зимы малоснежные и холодные. Только ближе к ледникам, к границе вечных снегов, попадаются альпийские луга с сочной травой да небольшие березовые рощицы.
Дикость страны должна наложить свой отпечаток и на ее обитателей. И действительно, лезгины – дики, воинственны и свободолюбивы. Царскому правительству ни одна часть Кавказа не досталась более дорогой ценой, чем Дагестан.

Русский Художественный Листок, № 32. Портрет имама Шамиля. Тимм В.Ф., Мюнстер А.Э.




Жители Дагестана живут в аулах, которые можно сравнить с нашими деревнями. Только эти деревни по большей части расположены где-нибудь высоко в горах, на самом краю пропасти, куда даже заглянуть жутко. Аул состоит из нескольких саклей, сложенных из камней. Сакля имеет плоскую крышу и часто на одной из них построена вторая и даже третья. Эти серые неприступные аулы также производят угрюмое впечатление.

Литография по рисунку Густава Адольфовича Гиппиус, 1861 год




Жители равнин рассказывают, что в бурю им жутко в такой сакле – ласточкином гнезде почивать. Кажется, во-вот порыв ветра подхватит ее и снесет в пропасть, как игрушку. А дагестанцу буря нипочем. Он привык к своему убогому жилищу, знает, что оно сделано прочно, и спит ночью так же спокойно, как мы в своих домах.

Лансере Евгений Евгеньевич, автолитография Аул в Дагестане, 1926 год




К такой природе, какова природа Дагестана, надо быть хорошо приспособленным. Лезгины обладают крепким телосложением, у них широкая, выпуклая грудь, они гибки, ловки и терпеливы. Характер лезгина отличается от жителей остальных частей Кавказа. Он необычайно смел и храбр; его гостеприимство даже вошло в поговорку Он привязан к своей родине и любит обычаи страны.

Иллюстрация к книге «Сказки народов Дагестана», художник Александр Евгеньевич Скородумов




Главное занятие дагестанцев – земледелие и скотоводство (овцеводство). С большим трудом они обрабатывают свои крохотные кусочки земли, затерявшиеся где-нибудь между скал. Очень часто землю сюда приносили в корзинах. Конечно, обрабатывать такие «поля» очень трудно.

Конопацкая Галина Павловна Эстамп 1965 год




Значительную роль в хозяйстве дагестанца играют кустарные промыслы. Они приготовляют бурки, сукна, ковры, изделия из серебра с чернь, разные безделушки с узорами и насечкой, которые пользуются известностью во всем мире".

Кумух. Рекламный лист мастера Джабраила Ибрагимова, с. Кумух, конец XIX - начало XX в.




Нелунатик-увы
Основатель форума
Сообщения: 6714
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 15 янв 2024, 20:27

Нелунатик-увы писал(а):
28 дек 2014, 10:54
Е.И. Шиллинг «Кубачи», Пятигорск, 1937 год
«…Летом 1935 года Дагестанская АСССР праздновала юбилей пятнадцатилетия… Кубачи изменили свой облик. Они не отстали от жизни… Здесь был организован колхоз имени Тельмана и металлообрабатывающая артель «Кубачинский художник»...

Колхоз имени Тельмана был организованным в 1929 году...
Гораздо раньше создания колхоза возникла в Кубачах артельная организация мастеров. Артель «Кубачинский художник» зародилась в 1923-1924 годах...
...»

Портсигар Воспоминание, клеймо АКХ, надпись-гравировка 1938 года, возможно, Артель Кубачинский художник





Нелунатик-увы
Основатель форума
Сообщения: 6714
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 25 янв 2024, 18:50

По материалам статьи Бориса Оленина, газета «Труд», 1934 год

Путник, турист, исследователь, идущий от Махач-Калы по гористым путям Дагестана, на повороте одной из троп внезапно останавливается в изумлении. Он видит перед собой многоэтажный небоскреб с венчающей его квадратной башней. Небоскреб в горах Дагестана?
Аул Кубачи построен таким образом на отвесе скал, что крыши нижних саклей служат дворами для верхних. Целые улицы стоят вертикально одна на другой. Но и улицы -только коридоры, проходящие по краю жилищ нижней улицы. И для того, чтобы подняться в саклю одного из верхних этажей, приходится, цепляясь, как кошка, карабкаться вверх по лестнице, которая отличается от пожарной только тем, что состоит из вырубки в скале.
Каменными лестницами, выступами, узкими тоннелями и коридорами улиц карабкаешься вверх. Туда, где стоит на самом верху древняя башня с бойницами. Звуки ударов по наковальням, глубокие вздохи мехов, раздувающих пламя в горах, дробный стук молотков, тонкое скрежетание напильников звучат в галереях улиц. Сакли работают.

Фотография южной части аула Кубачи, 1924 год, экспонат ГИМ




Аул Кубачи с древнейших времен славится во всем мире замечательными своими изделиями, произведениями высокого мастерства чеканки обработки камня, костей и металла. Все население аула занимается художественно-кустарным промыслом. В этих горных селах живут чеканщики меди, литейщики, сталекузнецы, гравировальщики по серебру и стали, мастера насечек по железу и кости, филигранщики. Они создавали оружие, клинки которого ценились не меньше дамасских, они создавали рукоятки кинжалов такой тонкой работы, такого изощренного искусства, что они оставались неповторимыми образцами.
Британский музей в Лондоне, Люксембургский музей в Париже, венский и гамбургский музеи с почетом хранят в стеклянных витринах художественные изделия Кубачей. Из глубокой древности идут сведения о кубачинских мастерах. Надир-шах взял как выкуп кубачинскую саблю, над которой работали пять лет лучшие мастера, Хаджи-Мурат приезжал в Кубачи заказать для себя кинжал. Устные летописи хранят имена военачальников и поэтов, эмиров и ханов, профессоров и литераторов, хранивших, как редчайшее сокровище, изделия кубачинских мастеров. Их клинки, сгибающиеся в кольцо, с рукоятками тончайшей работы. Их кольчуги, тонкие, как шелковая сеть, и непроницаемые, как гранит.

Кинжал в ножнах, принадлежал наследнику - цесаревичу Алексею Николаевичу, Кубачи, 1913 год, экспонат ГИМ




Сакли мастеров бедны обстановкой. На глиняном полу индийские и лезгинские ковры. В каждой сакле аула Кубачи, в самой бедной и самой темной сакле можно найти художественную сокровищницу, ее собирали сотни лет, от деда она переходила к сыновьям внукам.
Здесь хранятся старинный фарфор, фаянс, мозаика, стекло, бронза, медь. Кувшины, бронзовые светильники XIII, XIV, XV веков. Кольчуги, секиры, мечи, кинжалы, седла, сбруя… Это - настоящие маленькие музеи, и эти музейные уникумы ни один кубачинец не продаст ни за какие деньги.

Мучалы - кувшины для воды. Вода в ней становится особой, как будто наполнена свежестью и дыханием гор. Экспонаты музея Ахмедхана Абу-Бакара




Высокая художественная культура кубачинских мастеров, замечательное их искусство, прославленное веками, медленно умирало еще недавние годы. Кубачинские мастера жили изолированно. Каждый мастер передавал сыну секреты мастерства. Иногда они умирали вместе с ним.
Сейчас мастера объединены в артели, и древнее кубачинское искусство возродилось, Старинная сторожевая ирканская башня на самом верху аула превращена в мастерские ювелирного и чеканного промысла.
В свое время с кубачинскими мастерами сильно начудил Дагкустпром в Махачкале. В полном и святом неведении того, что представляют собой Кубачи, Дакуствром потребовал от них, чтобы они производили столы, деревянные ложки и обыкновенные штампованные замки. Виртуозных мастеров резьбы и чеканки, неподражаемых ювелиров заставили изготовлять замочки для сараев. Замочки выходили плохонькие. Старые кубачинские мастера взваливали на спины хурждины (дорожные сумки) и плелись в Махач-Калу предъявлять свои права на художественное мастерство. Они показывали рукоятки кинжалов, бронзовые чернильницы, браслеты. Прозаический Дагкустпром пренебрежительно мотал головой и продолжал требовать штампованных дверных замков. Тончайшие штихели граверов и иглы ювелиров ржавели в бездействии.

Зажигалки, Кубачи, 1920-е годы




Все это - в прошлом. Прозаики из Дагкустпрома получили по заслугам. Кубачинским мастерам предоставлены возможности для возрождения их древнего исключительного мастерства.
В старинной башне, где когда-то из узких стрельчатых бойниц отбивались кубачинцы от врагов, сидят теперь искуснейшие мастера. Бьют тяжелые молоты по серебряным пластинкам. Меха раздувают огонь под плавильными тиглями. Стучат резальные станки, лязгают стальные ножи. В граверном цехе тишина. Мастера сидят за досками с штихелями в руках. Тончайший орнамент, грозные композиции поединка всадников, вооруженных лучников, геральдических зверей и фантастических птиц выходят из-под тонкого история штихеля.
Старый кубачинский мастер Хартумов неотступно следит за каждой рукой. И стоит только ошибиться мастеру, стоят только дрогнуть руке, и уже полуготовая вещь расплющивается молотом бракеража, превращаясь в бесформенный кусок металла. Мастер должен начать сначала. Только продукция высокого, виртуозного искусства выходит из этих диковинных цехов, расположенных в горном ауле, в древней каменной башке.

Ручка трости, автор и исполнитель Тубчиев Абдулла, 1930-е годы, экспонат Всероссийского музея декоративного искусства




Есть в Кубачах артель мастеров, которая носит смешное на первый взгляд название: «Долой кинжал». Но это совсем не смешно. Кубачинские мастера не хотят быть прежними мастерами кольчуг и мечей. Они объединены в кустарные артели. Они хотят быть советскими мастерами. Они хотят давать, высокохудожественную продукцию мирного ширпотреба.
Отдельные мастера чутьем, на ощупь приходят к новой тематике, к новым композициям. И вот в далеком горном ауле видишь вдруг среди изумительной резьбы и черни по серебру и стали очертания парящего самолета и с трогательной неграмотностью начертанные слова: "НАШ ОТВЕТ ЧЕМБЕЛЕНУ». Артель «Долой кинжал».

Портсигар СССР, Кубачи, 1930-е годы, экспонат Российского этнографического музея


Нелунатик-увы
Основатель форума
Сообщения: 6714
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 11 май 2024, 06:03

Николай Маркевич, газета Труд, 1938 год:

"КУБАЧИ

Слава аула и населяющего его народа велика. О Кубачах знают в ленинградском Эрмитаже, в Лувре, во многих мировых музеях.

Чайник со съемной крышкой, автор А. Кишев, Кубачи, 1937 год (экспонат выставки в Париже)




Путь к аулу сложен. У столицы Дагестана — Махач-Кала — вагоны подбегут к самому берегу моря. Мелькнут нефтяные вышки Избербаша. На минутку поезд остановится у маленькой станции Мамед-Кала. До Маджилиси идет автомобиль. Последнюю часть пути от Маджилиси до аула Кубачи приходится проделать верхом. 30 километров верховая лошадь проходит за 6—8 часов. Причина столь большой медлительности — особенности дороги. Местами дороги вообще нет, есть тропа, узкий карниз на ребре горы. На Старо-Кубачинской дороге можно размышлять о пределах своего мужества. Сверху грозят обвалом нависающие скалы, внизу по камням шумит поток, ширина тропы временами такова, что не могут на ней разойтись две встречных лошади

Горы Дагестана




Вот некоторые подробности биографии народа, в течение веков, поколение за поколением, выращивающего талантливейших мастеров - оружейников, граверов, литейщиков, чеканщиков, непревзойденных мастеров орнамента, знатоков фарфора, фаянса, бронзы, древних тканей.

В течение веков выделывали кубачинцы оружие, сбрую для лошадей, бытовые предметы украшения.
В 1395 году, когда Тамерлан возвращался из Дишти-Кынчака, кубачинцы снабдили его кольчугами и бронями.

Шлём с маской и кольчугой, Кубачи, конец XIX – начало XX веков, экспонат Российского этнографического музея




В поисках рынков сбыта ездили кубачинцы по всему миру. Возвращаясь домой, мастера привозили опыт многих стран, любовь к наукам, привозили они также изделия — ткани, бронзу, фаянс, фарфор. Способы обработки металлов были изучены и завезены в Кубачи со всех концов мира: из Персии, Индии, Малой Азии. Но никогда кубачинцы не были простыми копировальщиками. Талантливые мастера, творцы, они создавали и хранили свой стиль.

Со временем вместо панцирей и кольчуг стали в Кубачах изготовлять кинжалы и ружья. Неизменным оставалось мастерство, подлинное искусство. Орнамент на оружии, на предметах обихода, на украшениях вызывал восхищение.

Кремневая винтовка, Кубачи, около 1800–1850, экспонат Музей Метрополитен, Нью-Йорк




Неприступность аула, высокое мастерство кубачинцев позволяли им сохранять свою независимость. Тщетно первый имам Дагестана Кази-мулла хотел завоевать Кубачи. Шамиль делал попытки подчинить их, применяя меры экономического воздействия (кстати, для Шамиля кубачинцы делали пушки и медали с его изречениями, этими медалями Шамиль награждал отличавшихся в боях).

Больше 100 лет отстаивали кубачинцы свою независимость от наступавшего русского царизма. |

Вместе со всеми народами Советской страны кубачинцы вписали в свою биографию славную дату освобождения.

Муэдин Араби Джемал. Первое мая в Кубачи, 1933 год




Сейчас весь народ живет в одном ауле. Из 2.500 кубачинцев до 400 человек— мастера насечки, граверы-художники, литейщики, чеканщики, монтировщики. Это целый отряд обрабатывающих металл, главным образом серебро.

От ушедшей ночи на снежных вершинах лежат синие тени. Поднимается солнце, заливает горы, снег начинает пылать.

По крутым тропинкам вниз идут женщины. У каждой из них за плечами большой кувшин — мучал, спереди на руке меньший кувшин - кутка. Женщины идут неторопливо, величественно; они проходят мимо кладбищ, где поднимаются вверх резные каменные плиты, насчитывающие по нескольку столетий. Они спускаются к источнику. Наполнив кувшины, они ловко перетягивают их шерстяными белыми шарфами, поднимают на плечи и возвращаются в аул.

Рисунок Д.С.Федорова Переноска кувшинов с водой у кубачинцев, 1920-ые годы




У председателя колхоза Али Магомедова нам подали традиционное кушанье хинкал — тесто, вареное с бараниной. На железной печи находился котел, медная крышка его была покрыта узором.
На полке стояло несколько мучалов. Все бытовые предметы были покрыты украшениями, все они отличались простотой линий и рисунков, той простотой, которая заставляет сжиматься сердце антиквара, чувствующего встречу с настоящими произведениями искусства.

Мой котел, мой котел, ты мне друга нашел.
Сделал дед тебя мой. На тебе мое имя сокрыто в резьбе.
И костер я развел, чтобы друг мой пришел,
Чтобы кипящий котел речь о предках повел. (стихи Чингиза Гуссейнова, рисунок А. Гуссейнова)





С веранды дома Али Магомедова три двери вели в комнаты.
В одной из них жила семья, хранились все предметы обихода.
Средняя была отведена нам для ночлега (стены этой комнаты были покрыты старыми обоями, пол устлав коврами; на стене висели репродукции с картин: Рубенса «Пейзаж, с радугой», Шишкина «Корабельная роща» и Рюислаль «Голланлец»).
Дверь в третью комнату была открыта. Пол ее тоже покрывали ковры. Одна из стен была скрыта под тарелками и блюдами, висевшими плотно одно к другому. На второй стене тянулись полки, уставленные медной чеканной посудой. Это был домашний музей. Председатель колхоза Али Магомедов был совсем не единственным в ауле владельцем подобного музея, их имеет, за редкими исключениями, каждая семья. Вот перечисление предметов, находящихся в одном из таких музеев: чашек, тарелок и блюд фарфоровых и фаянсовых - 67, среди них персидский фаянс XV, XVII ‚ XVIII веков, китайский фаянс XVII века, персидский фарфор XVIII века, русский фаянс XVIII века, русский, китайский фарфор ХIХ века. На полках: котлов медных литых местной работы—9, больших местных водоносных кувшинов медно-чеканных—7, кувшинов малых медно-чеканных—8, персидских медно-чеканных сосудов —9, русских расписных стеклянных кувшинов и штофов ХУП—ХУШ веков—5).

Собирая у себя предметы искусства разных времен и разных народов, поколения кубачинских мастеров учились на этих образцах.

Кубачи, в доме, фотография 1934-1935 года, экспонат Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого




Мимо каменных построек, мимо кладбищ с резными камнями-памятниками мы прошли к гордости кубачинского промколхоза — новому зданию мастерской. Это здание выстроено уже по европейскому образцу: двухэтажное, с большими светлыми окнами, оно сложено из серого камня. Единственное украшение здания — это вырезанные на камне же древние изображения оленя, попирающего змею, геральдических львов и фантастической птицы. Каждое из таких изображений насчитывает не по одной сотне лет. Каждое из них могло бы найти место в музее. Но Кубачи богаты древностями (лучшие образцы резьбы на камне хранятся в Эрмитаже), и кубачинцы могли себе позволить роскошь подобным образом украсить вновь строящееся здание.

Каменный фрагмент декора здания, Дагестан, конец XIV – начало XV века



Фасад дома в Кубачи, рисунок Николая Борисовича Бакланова, около 1925 года. Если присмотреться, видно, что при строительстве дома использовали старые архитектурные элементы




Сейчас готова только часть здания. В одной из комнат работают граверы: художники. В большинстве своем это пожилые люди. Почти у всех очки — глаза быстро слабеют, работа гравера тонкая и кропотливая. Сейчас граверы выполняют специальный заказ: делают серебряные пояса и газыри для казачьих частей Красной армии. Здесь мы познакомились с прославленными мастерами Ахметом Кишевым и Абдулой Тупчиевым, премированными за экспонаты, посланные на Всемирную Парижскую выставку.

Около каждого гравера несложные инструменты, небольшие тиски, в которые зажимается обрабатываемая серебряная пластинка. Рука опытного мастера покрывает эту пластинку тонким, сложным, вычурным рисунком. С первого взгляда рисунок на всех пластинках одинаков, но, вглядевшись, замечаешь, что каждый рисунок своеобразен. |

Мастер Гаджи Ахмет Имаев – представитель старого поколения художников мастеров, которые передают свои, накопленные веками, знания молодежи




... Солнце поднялось уже высоко. Женщины вышли на открытые веранды своих домов и принялись за рукоделье—вязку шерстяных чулок яркой расцветки и своеобразного рисунка.

Под навесом два колхозника обрабатывали кожу. В мастерских лили медь, точили дерево. Дробно стучали молоточки чеканщиков.

Солнце уже почти касалось горных вершин, когда вышли мы к новому зданию школы. В этот день занятий не было. Около школы шли танцы.

Фишбейн Леонид Давидович, Кубачинки, 1975 год




Поздно ночью заседало правление колхоза. Сначала говорили о заказах. Это наиболее волнующая тема. Сейчас мастера имеют работу. Но заказ небольшой. И уже сейчас руководство колхоза опасается, что мастера могут остаться без дела. И в этом отношении Кубачинскому промколхозу должны быть оказаны внимание и помощь.

В эту ночь на правлении было решено ходатайствовать о выдаче ссуды, необходимой для организации фонда оборотных средств, о предоставлении сырья и металлов.

А потом говорили о посевах, пастбищах, о скоте. Приближалась весна и скоро должны были вернуться в горы зимовавшие внизу овечьи отары.

Газета Труд, 1937 года: «Жители гор, кубачинцы, раньше не имели своей земли, скота и не занимались сельским хозяйством. Кубачинцев кормило их оружейное мастерство. Теперь на склонах аула пасется кубачинская баранта. В этом году состоялось торжественная передача земли на вечное пользование Кубачинскому колхозу»




Уже после заседания беседовали о школе. К этой теме здесь возвращаются часто. Кубачинцы прекрасно понимают необходимость образования. Родителей волнует судьба их детей. Преподавание в школе ведется на кубачинском и даргинском языках. В школе есть уроки русского языка. Но, кончая семилетку, подростки не обладают необходимыми знаниями русского языка, такими знаниями, которые бы давали возможность продолжать образование в других учебных заведениях. По-кубачински за пределами аула нигде не говорят. Весь народ живет в одном ауле...






Большой и глубокий идет пересмотр всего жизненного порядка в этом далеком ауле, формируются замечательные качества и свойства у новых представителей древнего народа.

На следующее утро пошел снег. Камни обледенели. Седлали лошадей. Председатель колхоза Али Магомедов заботливо предложил поправить подковы у лошадей, поставить новые, более острые шипы. Его жена принесла молоток и шипы. Они лежали в плоском чеканном сосуде, форма и тончайший рисунок которого свидетельствовали о благородном его происхождении".

Эскиз орнамента для подстаканника. Автор Алиханов Расул Алиханович, экспонат Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства


Нелунатик-увы
Основатель форума
Сообщения: 6714
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Кубачи, Дагестанская АССР

Сообщение Нелунатик-увы » 06 июл 2024, 10:20

Газета Труд, 1983 год, по материалам статьи Е. Лукина "Бурка для джигита"

Вдали - сквозь зябкую дымку - желтеет склон Бахарганского хребта. Шумит в холодном ущелье, несется меж валунов река. Сакля стоит у самого обрыва. Огромное облако, поднимаясь из долины, цепляется за ее крышу, ползет вверх, трется о глиняные стены, тает за перевалом.

В сакле тепло. Старый чабан Мирза сидит у печки, глядит на тлеющий кизяк. Бабушка Байзат расчесывает железным гребнем густую овечью шерсть. А внучка Захраиль измельчает ее цивом - туго натянутым луком.

Дедушка Мирза говорит:
- У нас в Дагестане что ни аул, то свой язык, свое ремесло. Вот унцукульцы делают из абрикосового дерева трубки, рукоятки кинжалов, трости. Украшают орнаментом, металлической насечкой. Или, например, кубачинцы - на вес мир известные златокузнецы. В старину любой воин считал за счастье обладать клинком, украшенным в Кубачах. А мы, андийцы, прославились тем, что придумали бурку. Слушая старого горца, я смотрел, как Захраиль расстелила на полу полотно, разложила на нем расчесанную шерсть в три слоя – сначала самую длинную, потом короче, а сверху — самую короткую. Обрызгала ее горячей водой чтобы лучше свалялась. Завернула в полотно, стала катать.
Говорят, для чабана бурка - второй дом. Правду говорят. Надо переночевать в горах — раскинешь ее на земле у костра. Тепло. Вот что значит бурка. Это - лучший подарок для джигита.




На печке в большом чане закипела вода. Бабушка Байзат бросает туда кору чинары, немного железного купороса. Захраиль разворачивает полотно и опускает в кипящую воду тяжелый серый войлок. Через три часа он станет черным.
Потом на нем поднимут ворс крепко связанными пучками льна, укрепят его слабым раствором столярного клея, раскроят. Останется только сшить войлочные куски суровой нитью. И будет готова бурка. Накинет ее на плечи чабан, улыбнется, скажет: «Спасибо!»

До поздней ночи топится печка, кипит вода в чане. До поздней ночи мы сидим с Захраиль и бабушкой Байзат в сакле, слушаем рассказ старого Мирзы.
О героях гражданской войны, Буденном и Чапаеве, которые мчались на конях впереди своих краснозвездных отрядов, и бурки, как птицы, летели за плечами. Настоящие были джигиты, не зря носили андийские Бурки!


Портсигар Чапаев, Кубачи






Ответить

Вернуться в «Производители подстаканников»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя