Продолжение
1917 год. Красное знамя страны Советов накрыло все и вся. Кому-то дышалось легко и свободно. Кто-то задыхался.
Картина Бориса Кустодиева «Большевик», 1921 год
Бурными темпами шло строительство нового светлого будущего. Через разрушение старого. Но не все уничтожили, что-то осталось.
Ювелирная мастерская «
Эдуард»
продолжала работать. Летом
1918 году ее
национализировали, она перешла к секции благородных металлов СНХ Северного района (с февраля 1920 года ПСНХ). В
1919 году предприятие получило новое звучное название -
1-ая государственная фабрика золотых, серебряных и бронзовых изделий (хотя еще в течение нескольких лет в справочниках Петрограда – Ленинграда будет встречаться приписка – «бывшая фабрика «Эдуард»).
Павел Александрович Шилинговский, «Зимний Дворец и Адмиралтейство в 1921 году», гравюра 1921 года
Предприятие сохранило свою дореволюционную производственную структуру. Работали «
специализированные мастерские: граверная, штамповочная, мундировочная, эмальерная и позолоченная для изготовления нагрудных знаков Советской Армии и Флота».
Среднее количество рабочих сократилось:
«
1913 год – 200 человек;
1919 год – 60 человек»
Уменьшился объем выпущенных изделий:
«
в 1913 году:
- золота 23 пуд. 33 фунт. 42 золот.
- серебра 40 пуд. 18 фунт.
в 1919 году:
- золота – 2 фунт. 93 золот.
- серебра - 14 пуд. 27 фунт. 20 золот.
- бронзы - 30 пуд.» - данные из письма 1-ой Государственной фабрики золотых, серебряных и бронзовых изделий в отдел организации производств секции по металлу С.Н.Х.П.Р. от 8.05.1920 г.
Знак для окончивших Первые Советские Петроградские кавалерийские курсы (IV выпуск), клеймо «1Я ГОС.ФАБРИКА»
К концу
1920 года на предприятии работало около
92 человек. Но квалифицированного персонала не хватало.
Сведения 1-ой Государственной фабрики золотых, серебряных и бронзовых изделий о количестве рабочих и служащих в Петроградский губернский отдел статистики от 6.12.1920 года
Предприятие «
с 26-го мая по 1-ое октября 1921 года по решению ГОСПЛАНА было консервировано, а с 1-ого октября 1921 года по 15-е февраля 1922 года перешло в аренду трудовой Артели»,- письмо от 23.II.1922 года 1-ой Государственной фабрики золотых, серебряных и бронзовых изделий в Петроградский губернский отдел статистики.
Интересен документ о создании 1-ой Производственной Трудовой Артели по художественной обработке металла: «
… 14-ого сентября 1921 года на общем Собрании рабочих Государственного завода №108*, быв. Фабрики «Эдуард», присутствовали от Правления Секции и Смоленского Райкома Р.К.П./бол. Было решено вышеуказанную фабрику использовать под Артель из безработных рабочих данного производства. На означенном собрании присутствовало 80 чел. безработных данной фабрики, из которых тогда 67 человек изъявили согласие быть членами трудовой Артели, здесь же на общем собрании была избрана комиссия, в составе трех человек, один от Правления Секции и двое от фабрики. Данной Комиссии, от имени общего собрания, поручалось заключить договор в Бюро Аренды П.С.Н.Х. на аренду фабрики Артелью…», - из доклада начальнику областного промбюро от секции Рос. Ф.С.Р. от 25 января 1922 г. Золото-Серебряного Бронзового Часового и Граверного Производства при Петрогр. Губернск. Комитета Всерос. Союза Рабочих металлистов.
*- видела документы 1921 – 1922 годов, в которых предприятие называлось «завод №108». Предположу, что такое название фигурировало в период консервации и непродолжительное время после артельного существования предприятия.
Реклама из справочника «Весь Петроград», 1922 год
Арендаторами Трудовой Артели стали
Никифоров,
Жуков и
Коломенский.
Срок аренды составлял
6 лет (данные из справочника «Весь Петроград» за 1922 год).
Все три арендатора были ювелирами-профессионалами, работали в 1-ой Государственной фабрике золотых, серебряных и бронзовых изделий (из списка рабочих и служащих фабрики от 21.08.1920 года):
«
Никифоров Лука Лукич – ответ. кассир, хранитель благород. металла, член т-ва ответственного труда, артельщик, специальность – эмальер высококвалиф.
Жуков Ф.Р. – ответственный за свое отделение мундировщик.
Коломенский Алексей Петрович – председатель Комитета и исполняющий должность секретаря, специальность – мундир. высокого разряда».
Вполне возможно, что все эти теперь товарищи работали на фабрике «Эдуард» до революции.
Скан из справочника «Весь Петроград», 1922 год
Арендованному предприятию приходилось держаться на плаву в тяжелейших условиях. «
У Трудовой Артели были крайне ограничены оборотные средства (и в виду холодов в стенах самой фабрики) рабочие были вынуждены работать на Артель у себя на квартирах», - из письма предприятия от 1.03.1322 года в Управление Тремасс.
1-ая Производственная Трудовая Артель по художественной обработке металла изготавливала: ложки, портсигары, браслеты, кулоны, цепи, пуговицы, жетоны-брелоки, знаки правительственных и частных учреждений.
Выписка из акта от 2.01.1922 года о количестве полуфабрикатов на арендованном предприятии:
«
Полуфабрикаты из бронзы:
- части для красноармейских бронзовых знаков (20% готовности) 3000 шт.
- части для красноар-их звезд (30% готовности) 5000 шт.
- части звезд Всеобуча (20 % готовности ) – 50 000 шт.
- части знаков Новогородск. Пех. Ком. Курсов – 200 шт.
Полуфабрикаты из серебра:
- части для знаков 1 пех. ком. курсов – 200 шт.
- части для знаков Финляндс. Комкурсов – 150 шт.
- части для знаков управление Госуд. Театров – 200 шт.
- части для знаков 1 Артил. ком курсов – 151 шт.
- части знаков Карельск. национальный комитет – 400 шт.»
Ставились ли именники на изделиях 1-ой Производственной Трудовой Артели? Не встречала. Но посмотрите на этот документ, может быть, находки с новыми неизвестными клеймами нас ждут впереди?
«
Заявление в Петроградской народный банк от 12 декабря 1921 года:
… принимая по внимание декрет, изданный 3 декабря с.г. о монополии на драгоценности, которая выражается в купле и продаже драгоценностей только Народным банком, ходатайствует пред Вами об оставлении на фабрике всего вышеуказанного количества серебра и золота, как необходимого производственного материала, без которого фабрика существовать не может, причем по мере его расходования на изделия, Правление Трудартели будет отчитываться перед Вами, выплачивая наличными деньгами, по курсу, установленному Наркомфином и Вами и сроки установленные Вами и на выпускаемых изделиях Артель будет ставить свою марку, которую представляет Вам при том же утверждении и которая уже занесена в реестр Управления Пробирной Палаты…»
Жетон «Щука», 1920 годы, клейма – пробирное Санкт-Петербургского окружного управления 1908-1827 г.г., знак удостоверения. Именника нет. Чей он??? А может Трудовой Артели )))????
Ранее писала, что срок аренды составлял 6 лет. Эх, кипучая пора, порой все резко менялось в считанные дни. И с
1-ого февраля 1922 года предприятие перешло в ведение
Государственного треста Петроградских заводов массового производства. Непродолжительное время предприятие все еще называлось завод
№108, а затем было переименовано в
Художественно-штамповочный завод им. тов. Роменского. Хотела найти информацию о славном герое, в честь которого назван целый завод, не удалось, может кто-то другой будут удачливее в поиске.
Скан из справочника «Весь Петроград», 1923 год
Предприятие работало, завод специализировался на «
обработке благородных металлов» (из отчетных карточек предприятия тех лет). Как отмечалось в протоколе от 26 июня 1923 года «
производство на заводе т. Роменского характеризуется как новое, которое, затратив большие средства на оборудование, несмотря на доходность завода за последний период, все же не нашло еще сбыта в деревне и не проникло за границу, снабжает городские зажиточные слои населения…»
Из статистических сведений за декабрь 1923 года: завод выпускал «
знаки нагрудные, знаки петличные, жетоны, ложки столовые и чайные, черенки для ножей, портсигары, ридикюли, подстаканники, пудреницы, броши, серьги, браслеты, кресты (за этот месяц крестов серебряных изготовили 430 штук, бронзовых – 2060 штук)».
Карикатура «Веселый магазин. Это быль. На Никольской улице были?» - журнал Крокодил №26 за 1924 год
Изделия
Художественно-штамповочного завода им. тов. Роменского имеют
именник в виде стилизованной елочки - товарный знак треста "Тремасс". Помню время, когда пытались расшифровать этот значок, его принадлежность. Ответ на загадку удалось найти
Сергею Круглову, за что ему огромное спасибо ))).
«
В Петроградское Окружное пробирное управление
Заявление на 1923 г. 5.II-23
1. Ф.И.О. владельца заведения, ответственного управляющего или распорядителя торговли или промысла, производимого в этом заведении или товара или артели.
Трест Массового Производства, Худ-ый Штамповочный завод им. Роменского
2. Адрес 4-я Рождественская, д.15
3. Время возникновения промысла или торговли (число, месяц, год)
4. Род. Промысла 1922
5. Изображение именника Тремасс
6. Количество, занятых в промысле или торговле
подмаст. 70 чел.
учеников 2 чел.»
Знак «Добролет», клеймо в виде стилизованной елочки - товарный знак треста "Тремасс". Знак изготовлен по эскизу художника Александра Родченко.
Пожалуй, можно сказать, что Художественно-штамповочный завод треста «Тремасс» является продолжением завода «Эдуард». Но специализация фирмы «Дитвальд» – это награды, ювелирные украшения, а никак не столовые приборы и посуда. Дизайн ложек, вилок, сахарниц с клеймом «Тремасс» совсем не пролетарский, слишком много в изделиях буржуазных изысков. В них «
больше прошлого, чем настоящего» - писал исследователь
А.Г. Оршанский об экспонатах выставки 1923 года. Эти слова как нельзя лучше характеризуют продукцию завода тех лет.
Мой любимый подстаканник Змеюга, трест «Тремасс»
Прослеживается
подобие предметов посудной и столовой группы двух производителей -
фирмы братьев Грачевых (которая работала до 1917 года) и
треста «
Тремасс».
Неожиданно для себя наткнулась вот на этот документ:
«
22 мая 1923, исх. 885, В Правление Треста Петроградских заводов массового производства (Технический отдел).
Довожу до Вашего сведения, что привезенные прессы с фабрики бывш. Грачева на вверенный мне завод находятся во дворе завода и ржавеют. Я ужу не раз просил перевезти их на завод и пустить в работу, но это до сих пор не сделано, а дальнейшее их пребывание во дворе выведет из строя оборудование, что я снимаю с себя всякую ответственность.
Управляющий заводом»
Вот она – связь фирмы братьев Грачевых и треста «Тремасс»!
Кофейник и молочник Свинги, фирма братьев Грачевых, Музей прикладного искусства Грачевы
Подстаканник Свинги, трест «Тремасс»
Первые годы советской власти - далекое и смутное время, в котором не просто разобраться. Информации не так много, именно поэтому хочу поделиться тем, что нашла. Мелкие осколки зеркала истории.
«
Управляющему Петроградским Художественно-штамповочный заводом имени тов. Роменского.
Правление Треста при сем препровождает портрет Председателя Совнаркома тов. В.И. Ульянова (Ленина) для помещения на видном месте в конторе завода.» – от Государственного треста Петроградских заводов массового производства, 10 мая 1923 года.
Плакат Валентина Семеновича Щербакова «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма», 1920-е годы
«
Протокол от … марта 1923 года, 17 ч. дня.
Слушали:
Т. Коломенский в докладе информирует, трестом принято шефство над 2 отд. Ротой Связи войск Г.П.У….
Постановили:
Ежемесячно отчислять однодневный заработок в течении 6-ти месяцев с вычетом субботние льготные два часа.»
Плакат «Что сделала Рабочая Москва в неделю Красноармейца», 1922 год (иллюстрация дел: Субботник; Отправка в санаторий; Раздача подарков; Суд над неряхой; Сбор денег и топлива; Дезинфекция; Красное шефство; Ремонт; Стрижка и баня)
Несколько строк о жизни рабочего завода. Герой? Простой человек, который жил работой?
«
РАПОРТ
Настоящим довожу до Вашего сведения, что на вверенном мне заводе 2/II-23 г. умер рабочий электромонтер тов. Прохоров. Тов. Прохоров был уже на преклонных летах и имел 60 лет от роду, но это не мешало ему честно и героически относится на вверенном мне заводе, а именно: тов. Прохоров хорошо сознавал то, что реорганизация производства на заводе тесно связана с честным выполнением дела со стороны рабочих и тов. Прохоров один был из этих и на все уговоры доктора об отдыхе и лечении, он отвечал «Не время – надо поставить моторы, а потом и возьму отдых» и такова героя рабочего смерть застала с французским ключом в руках.
У покойного осталась семья ни чем не обеспеченная: жена 55 лет и дочь 12 лет.
Просим Вас придти на помощь семье покойного в размере двухмесячного вознаграждения.
Управляющий Заводом» - В Правление «Тремасс» от 23 февраля 1923 года.
Плакат Николая Николаевича Когоута «Оружием мы добили врага. Трудом мы добудем хлеб. Все за работу, товарищи!», 1920 год
Социалистическая забота о рабочих. Мы можем сейчас что угодно говорить про строй, которые строили коммунисты, но ведь забота о человеке действительно была!
«
Докладная записка.
Настоящим довожу до Вашего сведения, что Вами выделенные валенки в качестве производственной обуви 28/XII-22 г. никуда не годятся и развалились на ногах рабочих. Прошу обменять на более лучшие по качеству. Требуются 6 пар, без чего рабочие отказываются работать.
Управляющий заводом Жуков» - в Правление «Тремасс» от 20.12.1922 года
«
Протокол.
… Т. Коломенский довел до сведения, что ведутся переговоры с парикмахером об удешевлении стрижки и бритья рабочих завода. Заводоуправлением дано согласие на отвод помещения для сей цели. Т. Жуков говорит, чтобы завком постарался также и о починке обуви», - протокол общего собрания рабочих завода от 1923 года.
Николай Николаевич Куприянов, ксилография «Дамский парикмахер», 1920-1922 годы
И документ 1923 года. Бесстрастный. И страшный по сути. Это тоже было.
«
В. Секретно
В связи с производящейся Промбюро чисткой личного состава подведом-ых ему предприятий, препровождено Вам при сем бланки анкет, которые прошу раздать для заполнения каждому из ответственных сотрудников, вверенного Вам завода (Помощ. Управл., Завед-ему Материальной частью и Бухгалтеру).
По заполнении анкет за собственноручными подписями составителей их, прошу Вас лично передать эти анкеты мне не позднее 14 сего февраля (ручкой дописано – вместе с Вашей собственной анкетой).
При составлении анкеты особо серьезное внимание надлежит обратить на графу «Где и кем служили 1914 по 1917 г.» - от треста «Тремасс», 2 февраля 1923 года.
Документ датирован
февралем 1923 года. В это время управляющим завода был
Жуков Ф.Р.
Сведений о нем очень мало, известно, что работал на 1-ой государственной фабрике золотых, серебряных и бронзовых изделий мундировщиком (ответственный за свое отделение); был арендатором Трудовой Артели; затем управляющим Художественно-штамповочным заводом. Летом 1923 года на заседании правления треста «Тремасс» принято решение «на время отсутствия тов. Жукова утвердить временно исполн. должность Управляющего Х-Ш заводом тов.
И.Ф. Красина».
Что стало с Жуковым – не знаю, но не являлось ли его отстранение от руководства «чисткой личного состава»???
Карикатура Михаила Борисовича Храпковского «Пионерское затруднение»: - Папа, что я делал до 1917 года? Мне вот тут анкету заполнить нужно», - журнал Крокодил №, 1926 год.
Карикатура. Было бы смешно, если бы не было так грустно. Рисунок можно назвать пророческим – художник Храпковский и его жена были репрессированы НКВД за родство с генералом Куликом и за шпионскую деятельность.
В
1924 года произошла
реорганизация Художественно-штамповочного завода, он становится
штамповочным отделением Медно-Литейного Механического завода «
Часовой революции»
треста «
Тремасс» (через короткое время Медно-Литейный Механический завод стал называться Медно-Котельным Механическим заводом). Красин И.Ф. является уже Директором завода «Часовой революции».
Адрес штамповочного отделения все тот же –
4-ая Советская (б. Рождественская), 15. В цехе изготавливали «
столовые приборы белого металла и латунные высеребренные, ножи, вилки, ложки» - из рекламы треста «Тремасс» справочника «Весь Ленинград» за 1926 год.
Чайные ложки треста «Тремасс»
В
1927 году произошло
объединение двух больших заводов:
Медно-Котельного Механического завода «
Часовой революции» и
Механического-Литейного завода «
Вулкан» (оба крупных предприятия основаны задолго до Революции),
объединенный завод стал носить имя Медно-котельный, медно-литейный и механический завод «Вулкан» треста «Тремасс». Объединенный завод также имел
штамповальное отделение по адресу
4-ая Советская (б. Рождественская), 15.
Чайник треста «Тремасс»
На сайте архива Санкт-Петербурга есть информация, что бывший завод «Эдуард» был «
закрыт в октябре 1927 года». Но
предположу, что
штамповальное отделение объединенного завода «Вулкан» (все тот же «эдуардовский» адрес 4-ая Советская (б. Рождественская), 15)
какое-то время и после 1927 года выпускало товары посудной группы:
«
Из Протокола заседания ПЭО ЛГСНХ от 21.03.1928 года по вопросу контрольных цифр по экспорту на 1928/1929 г.г.: «Председатель Тремасса тов. Хейн сообщает, что из номенклатуры, намеченной к экспорту на 1927/1928 г.г. проволоки оцинкованной, конно-подковных гвоздей, проволочных гвоздей, телеграфных крючков и огнетушителей в сумме 481 т. руб. ничего не осуществлено… На 1928/1929 г.г. Тремасс намечает к экспорту столовые приборы из белого металла на Восток на сумму 75 000 руб…»
Подстаканник Ленин на броневике, по бокам идет надпись на английском: «LENINGRAD MONUMENT TO LENIN», трест "Тремасс". Думаю, что он главным образом шел на экспорт
Трест «Тремасс» был ликвидирован приказом ЛОСНХ от
25 октября 1931 года, заводы передали объединению «Роскрепметиз».
В справочнике «Весь Ленинград» за
1931 год есть данные об
Артели «
Металлоштамп» (система Ленметизширпромсоюза), ее правление располагалось по адресу:
4-я Советская (б. Рождественская), 15.
В состав Артели «Металлоштамп» входило несколько структурных единиц, в том числе и
Механически-Металло-Штамповочный завод №1, завод находился в том же доме, что и управление, т.е. по "эдуардовскому" адресу.
Артель «
Металлоштамп» производила «возможные механич.-жестянично-штамповочные работы из цветных и черных металлов, а также краситель-пульверизатор «Эконом» и манометры», - данные из справочника «Весь Ленинград» за 1931 год. Механически-Металло-Штамповочный завод №1 артели «Металлоштамп» работал и до войны. Но уже ни знаков, ни посуды в стенах, в которых когда-то была фабрика «Эдуард», не изготавливали. Почему? Наверное, производство перепрофилировали на более нужную продукцию.