Не единственная. Но первая
1917-ый. Октябрьский переворот. Большевики захватили власть и приступили к строительству нового мира. В первых рядах созидателей оказались: «мастеровые, фабричные, солдатские, крестьянские», они на веселый кумач нашивали кривые буквы, они малярили на заборах: «Всех стран соединяйтесь», они сколачивали из досок корявые пятиугольники звезд, они ненароком или озорно били драгоценные и бесцельные вещи» и довольно часто «их эстетикой было только «поярче да побольше», - писал Эфрос А.М. в 1924 году.
Чехонин С.В., иллюстрация к книге Луначарского А.В. «Фауст и Город», 1918 год
Тяжким бременем на плечи новоиспеченного государства легли гражданская война, голод, разруха. В это время было не до буржуазной роскоши, ювелирная промышленность молодой страны Советов влачила жалкое существование, Ольшанский Л.Г. с сожалением констатировал, что ювелирное дело стало «ненужное, непризнанное, нелюбимое».
Иметь, а тем более носить украшения считалось мещанством, которое иногда принимало порицательный и даже запретительный характер.
Скан из книги 1927 года «Комсомольский быт», Определение бытового суда одной из комсомольских ячеек
В период НЭПа (новой экономической политики) «ювелирная промышленность начала восстанавливаться, сохраняя однако кустарный характер… После 1925/1926 гг. начинается значительное снижение количества изделий, вырабатываемых для украшений, что объясняется условиями нового быта и ликвидацией буржуазии как главного потребителя ювелирных изделий… Ювелирная промышленность с 1930 года сосредоточена в артелях, работающих по заданиям и из металла Госторга…» - Большая Советской энциклопедия 1931 года.
О столичных артелях пишет и Пупарев А.А, в книге 1948 года «Художественная эмаль»: « При советской власти мастера сканщики, ювелиры и эмальеры объединялись в артели, занятые выработкой значков, знаков различия и т.д.».
Подстаканник А он мне нравится, клеймо НПХ, 875 проба, Москва (именник неизвестной мастерской)
1-ая Ювелирно-серебряная артель образовалась в 1929 году. Сама действительность подсказывала, что время НЭПа, при котором существовало государственное послабление и даже поддержка частных предпринимателей заканчивалось, наступает новый период, при котором государственная машина целенаправленно идет в наступление на кустаря-одиночку. Чтобы выжить, необходимо искать работу в существующих предприятиям или кооперироваться самим. Интересно посмотреть на договор создания одной из дореволюционных артелей, которая организовывалась, чтобы мастерам «соединиться для работы вместе», потому что «убедившись, что работая раздельно, никогда не обеспечим себя и своих семейств необходимыми средствами к жизни, особенно в несчастных случаях, и что только соединившись для общей дружной работы при взаимном согласии и поддержке, а равно при возможности пользования в этом случае кредитом, мы в состоянии будем освободиться от нашей тяжёлой нужды и сделать свое положение более надежным и прочным». - Договор Восьмой С.-Петербургской артели Ювелиров, 1914 год. Как тут не провести аналогию причин создания артелей в прошлом и настоящем?
Договор Восьмой С.- Петербургской артели ювелиров, 1914 год
1-ая серебряная, как часто ее называли, магнитом притянула к себе опытных мастеров, которые еще до революции связали свою жизнь с ювелирным ремеслом. Иначе быть не могло – новому предприятию требовались квалифицированные специалисты, а людям нужна была работа, чтобы выжить и прокормить свои семьи. К сожалению, не сохранились сведения об артелях, которые вошли в организованное молодое предприятие, но анализируя ряд однотипных изделий раннесоветского периода, можно предположить, что в 1-ую Ювелирно-серебряную артель влились такие мастерские, как, например, МГ и М.Г4 (неизвестные мастерские, а возможно и одно предприятие; к сожалению, мы не знаем название многих мастерских, поэтому приходится их обозначать по именникам).
Портсигар Конный красноармеец с пикой, клеймо МГ, 875 проба, Москва, надпись-гравировка 1931 года (неизвестная мастерская)
Не сохранился архив артели, небольшое количество информации о ней нашла только в печатных изданих тех лет, и чтобы составить картину ее деятельности, приходится анализировать изделия предприятия, их клейма, штампованные и гравированные рисунки, подарочные и наградные надписи. Выскажу версию о создании артели на основании документальных источников, которые встречала.
Первые печатные сведения об этом предприятии, относятся к 1935 году, в статье газеты "Труд" говорится о 1-ой серебряной и ювелирной артели. В 1937 году ее тоже именуют артелью, а вот в «Справочнике по художественным промыслам системы Всекопромсовета» 1939 года содержатся сведения о « 1-ой Ювелирной серебряной фабрике – артели». В газете "Труд" за 1940 год речь идет о фабрике. В любом случае к предприятию относят изделия с клеймами 1ЮФС и 1ЮФ, для краткости ее так и обозначают - артель 1ЮФ. На ее предметах встречала временные надписи-гравировки начиная с 1933 года и позже.
А теперь о предприятии ХАЮС (называют по именнику; кстати, ни разу не встречала документальной информации о ней). Обычно ее так и расшифровывают - Художественная Артель ювелиров-серебряников. Она выпускали портсигары и подстаканники, среди которых довольно большая часть аналогичны изделиям артели 1ЮФ, что говорит о связи двух предприятий. Но если большинство штампованных портсигаров 1ЮФ имеют рисунки с агитационным содержанием, то у ХАЮС тематика на портсигарах более обширная: это не только пролетарские звезды, самолеты, серпы и молоты, но и буржуазные лебеди, цветочки и даже сюжеты в стили ню. Надписи-гравировки на изделиях ХАЮС встречаются раньше, чем у 1ЮФ – начиная с 1929 года.
Итак, версия. А не одно ли это предприятие, которое возможно называлось в разные годы по-разному, и имело разные клейма?
Портсигар Конек-горбунок, клеймо ХАЮС, 875 проба, Москва. Такой же портсигар есть и у 1ЮФ.
Но от предположений вернемся к документальным свидетельствам о 1-ой Ювелирно-серебряной артели.
В первые годы работы она столкнулось с целым рядом организационных, кадровых, снабженческих проблем. В середине 30-ых годов газета "Труд" вспоминала о становлении предприятия: «Трудно поверить сейчас, что всего лишь в 1933 году «1-я серебряная» была накануне ликвидации. Новый председатель правления Ольянов и технорук Александров приняли артель с невыполненным планом, без оборудования, без заказов, с разрозненными, по всей Москве разбросанными, цехами. Первое, что пришлось сделать новым руководителям, - это освободить производство от бездельников и любителей легкой наживы – наследства старого руководства».
Плакат Паразиты и лодыри не работая сами мешают работе других, художник В. Н. Костяницын,1920 год
Продолжаю цитирование: «Возник специальный отдел технического контроля, о котором раньше и помина не было. Во главе его стоит член партии Медведский. Бракеры тщательно проверяли каждую вещицу. За брак «гоняли» беспощадно. Руководители артели признали на помощь инициативу старых мастеров – они поручили золотильщикам Числову и Казакову найти новый способ окраски металлических пуговиц под золото. Между золотильщиками началось соревнование.
Когда им удалось при помощи технорука добиться своего и сэкономить, таким образом, немалое количество золота, - торжествовала вся артель. Пример заразителен.. Ювелир Камакин предложил несколько новых очень удачных видов изделий. Афанасий Себастьянович Прокофьев изобрел новый штампованный замок для брошек и этим значительно удешевил их производство. Мастер Александров ввел вместо серебряного припоя медный, и качество вещей не пострадало, а себестоимость снизилась».
Образцы изделий 1-ой ювелирной Артели, газета "Труд", 1935 год
В начале 30-х годов ЦК ВКП(б) в своих постановлениях призвал необходимым увеличить снабжение населения предметами широкого потребления. К сожалению, оказалось, что эти решения в значительной части остались на бумаге. На XVII съезде ВКП(б) в 1934 году Сталин наметил дальнейшую программу развертывания социалистической промышленности. Как пишет газета "Труд": «В числе этих исторических задач, указанных вождем партии и мирового пролетариата, имеются и такие: «Развернуть производство товаров широкого потребления по всем хозяйственным наркоматам».
Не осталась в стороне от государственной программы и 1-ая Ювелирная артель. Расширился ассортимент выпускаемой продукции, для потребителей были разработаны новые виды портсигаров, подстаканников, пряжек, брошей, запонок…
Образцы ювелирных изделий и пряжек 1-ой Ювелирно-серебряной Артели, 1935-1936 гг., фотография из коллекции "Фототека НИИХП"
На XVII съезде партии ВКП(б) в 1934 году Сталин с трибуны провозгласил: «Наша внешняя политика ясна. Она есть политика сохранения мира и усиления торговых отношений со всеми странами». СССР еще нуждалась в экспорте недостающего оборудования для нашей индустрии, сельского хозяйства и транспорта. Для этого требовалась валюта, поэтому мы были заинтересованы в экспорте нашего сырья и товаров на заграничные рынки. Экспортировали мы и изделия галантерейно-ювелирной группы, в этом принимали участие такие артели как ЛенИЗО, Северная чернь и другие.
В этом направлении работала и 1-ая ювелирная артель, в 1934 году она приняла большой заказ из Монголии. Подробно описывает выполнение экспортного задания газета "Труд" в 1935 году: «Блестящие и разнообразные серебряные украшения с богатой чеканной отделкой – необходимая принадлежность седла монгола. В сложном наборе украшений коня самая трудная для освоения вещь – «хяра». Так называется длинная серебряная полоса, покрытая чеканными узорами. Первую «хяру» делали вручную. Трудно давалась она. Углубления на «хяре» требовали фрезеровки. Пришлось этот процесс из-за отсутствия оборудования производить на стороне, заканчивая отделку вручную. Но уже очень скоро технорук Александров вместе с правлением и наиболее опытными артельщиками принялся за поиски более рационального способа обработки «хяр» и, главное, механизации его. После нескольких недель упорного труда оказалось, что прокатка через вальцы, при соответственных приспособлениях, дает великолепные результаты – сокращает и удешевляет процесс. Когда приобрели и поставили в мастерских нужное оборудование, когда по новому способу выработанные и тщательно отделанные чеканщиками и серебряниками артели «хяры» получили полное одобрение заказчика, выяснилось, что обработка «хяры», стоившая вначале 36 руб., обходится теперь только в 5 рублей…
Заказ из Монголии был пробой сил обновленной «1-й серебряной». И эта проба окончилась большой удачей. Заказ из Монголии сдали в срок. Уполномоченный Наркомвнешторга премировал руководителей артели и ее лучших ударников за блестящее выполнение плана (заказа)».
Седло, Монголия, вторая половина 19 века, экспонат Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук
Московская промкооперация подводила итог уходящему 1935 году: «Последний год ознаменовался особенно большой работой по освоению новых вещей. Немало изделий сняли с импорта московские артели, многое освоили по лучшим заграничным образцам». На 1-ой Ювелирной также «немало потрудились над освоением красивых брошек по заграничным образцам», среди работников, которым было поручено это важное дело, были «опытный Ефимов», «ударник Ермилов».
Рассматривая немногочисленные довоенные фотографии продукции, выпущенные артелью, мне трудно распознать изделия, повторяющие иностранные. А ювелирных изделий в техники скани (или как ее еще называют филигрань) довольно много. Эта техника обработки металла древнего русского искусства, «обрусевшее дитя Востока», как называл ее искусствовед Никольский В.А., имевшая широкое распространение в дореволюционной России, оказалась не забытой, мастера артели плели ажурные металлические узоры на советских подвесках, колечках, брошках.
Образцы ювелирных изделий и пряжек 1-ой Ювелирно-серебряной Артели, 1935-1936 гг., фотография из коллекции "Фототека НИИХП"
Корреспондент газеты "Труд" в 1935 году пишет о том, кто и как создает сканную утончённую красоту: «Кусочек серебряной крошки, стиснутой миниатюрном станком, вытягивается в руках мастера Ефимова в тончайшую серебряную нить. Потом в тех же умелых руках эта нить сплетется серебряной узорчатой паутиной вокруг лилового аметиста или матового со светлыми прожилками уральского камня и превратится в изящную филигранную брошь или кулон... А ювелирных дел мастер – лучший ударник ювелирного цеха Афанасий Севастьянович Прокофиев – отделывает брошку в виде бабочки».
Брошь «Бабочка», 1-ая Ювелирно-серебряная артель, 1936 год, фотография с выставки «Брошь ХХ века. Мир русской ювелирной миниатюры», ВМДПНИ
«Новым духом повеяло в артели. Нововведения следовали одно за другим. И все это на протяжении каких-нибудь полутора лет. Росли, расширялись цехи. Появился в артели культработник, лицо там до сих пор невиданное. Появились книги, газеты. Появилось, наконец, новое помещение, добытое правлением с бою, где сконцентрировались основные цехи.
Но самым удивительным для старых ювелиров было появление в артели… женщин».
Плакат Страхова А.И. (Браславского) Раскрепощённая женщина - строй социализм! 1926 год
«- Никогда еще никто не слыхал о том, чтобы женщина могла заниматься нашим делом, - такие разговоры слышались нередко между стариками еще полгода назад. Теперь они прекратились, 25 женщин работают наравне с мужчинами в основных цехах «1-й серебряной». Они начали с сортировки, но многие давно уж на производстве. Бывшие сортировщицы Карасева, Тагина, Сумнительная стали полировщицами и карцовщицами. Карасева была даже премирована за образцовую работу. Выдвижение женщин тесно связано с разделением производственного процесса, осуществленного техническим руководителем артели. Один сложный процесс разбит на три – полировку, шлифовку, серебрение. И это облегчило и ускорило работу и дало возможность применить труд женщин, не снижая заработка, который имели раньше на этом процессе квалифицированные артельщики.
Но правление артели на женщин возлагает еще большие надежды: «Что полировка… у них способность к тонкой работе, в будущем году и к филигранной приучим – пусть шагают».
Браслеты 1-ой Ювелирно-серебряной Артели, 1935-1936 гг., фотография из коллекции "Фототека НИИХП"
Немецкий писатель Лион в книге «Москва, 1937 года» делится впечатлениями о советских людях: «Очевидно, что с возрастающей зажиточностью повышаются и потребности, и если в годы нужды люди довольствовались только самым необходимым, то теперь начал расти спрос и на излишества… они располагают множеством вещей, о которых еще два года тому назад они едва осмеливались мечтать… И москвич идет в свои универмаги…»
Главным заказчиком выпускаемых товаров артели являлся образцовый магазин Наркомвнуторг, один из крупнейших универмагов СССР. «В этом магазине, да и во многих других, изделия «1-й серебряной» пользуются большим спросом. Время, когда ювелирные вещи и украшения были недоступной и ненужной роскошью, миновало. Брошки, крошечные заколки для беретов, кольца, филигранные красивые подстаканники и замысловатые пряжки не залеживаются в витринах магазинов. Их покупают и в провинции, тем более что артельщики «1-й серебряной» научились делать эти красивые вещи очень недорогими, ничуть не ухудшая отделки» - (газета "Труд", 1935 год).
Подстаканник Охота на медведя, клеймо 1ЮФ, мельхиор
В 1937 году наша страна стала участницей Всемирной выставки искусств и техники в Париже. Это стало громкой презентацией социалистического строя, его успехов. В прессе писали: «Экспонаты Советского павильона показывают победный путь нашей великой родины, труд многочисленных народов СССР… Артели промысловой кооперации также участвовали в выставке. Подлинно художественные экспонаты прислала Московская область.» - газета "Труд" 1937 год. Среди экспонатов выставки были и изделия 1-ой Ювелирно-серебряной артели: ювелирные изделия, «тонкие, необычайно изящные позолоченные подстаканники работы мастера Коршунова» - газета "Труд", 1937 год
Брошь Рог изобилия, поделочный камень, серебро, филигрань, зернь, золочение, 1936 год, выполнена к Парижской выставке 1937 года. Фотография с презентации выставки «Брошь ХХ века. Мир русской ювелирной миниатюры», Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
"1-ая серебряная" в большом ассортименте изготавливала портсигары и подстаканники. Обычно они имели штампованные или гравированные рисунки. Изображение на них чаще всего несет пропагандисткой подтекст: звезда, серп и молот, красноармейцы … Встречаются и нейтральные картинки: мишки на льдине, цветочки, узоры… Особенно любопытны изображения на портсигарах, выполненные в техники черни: мавзолей, герб Москвы 1924 года, заводы… Важно, что по некоторым рисункам изделий, таким, например, как павильоны выставки ВСХВ, Сталинская Конституция, герб СССР, можно ориентировочно сказать о времени изготовления предмета. Большую помощь в деле временной атрибуции играют и надписи-гравировки.
Портсигар Мавзолей Ленина, клеймо 1ЮФС, 875 проба, Москва
Последнее документальное упоминание о 1-ой Ювелирно-серебряной артели, которое встретила, относится к 1940 году. А в кгиге А.А. Пупарева "Художественная эмаль", 1948 года содержится информация уже о Ювелирно-Художественной артели: «в Москве была организована крупная 1-я Московская ювелирная артель, существующая и теперь под названием «Ювелирно-художественная артель Мосгорхудожпромсоюза». Но когда произошло преобразование, переименование? Судя по нашим помощникам изображениям - гравировкам, можно предположить, что это было перед самой войной, или в начальный этап Великой Отечественной.
Портсигар Третья денежно-вещевая лотерея, клеймо ЮХА, накладка 1943 года, мельхиор
Далекое время. Которое уже не приблизить. Или можно попробовать, если вслушаться?
Брошь в форме гитары, серебро, филигрань, 1-ая Ювелирно-серебряная артель, 1936 год, выполнена к Парижской выставке 1937 года. Фотография с презентации-выставки «Брошь ХХ века. Мир русской ювелирной миниатюры», Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства