В
1922 году в Ленинградском Доме Комвоспитания им. Глерона работал
самодеятельный драматический кружок. Руководитель - молодой энергичный режиссер
Михаил Соколовский. Кружок нес «
агитационную службу», выступал на массовых праздниках, выезжал на предприятия, в деревни с живыми газетами, физкультурными номерами, маленькими инсценировками.
День Просвещения. Май 1925, домашний архив А.Г. Данилина
Кружок рос, креп, развивался. И уже в
1925 году стал гордо именоваться
Театром
Рабочей
Молодежи –
ТРАМом. Актеры, режиссеры, осветители – молодые парни и девушки, которые утром и днем стояли у фабричного станка и только вечера отдавали театру. Задорные, дерзкие, горячие, почти все комсомольцы и партийцы. Принципиально отвергая старые «
дурно пахнущие профессиональные» театры, они шли своим путем. Это была ударная бригада комсомола на фронте искусства.
Григорий Розе, дружеский шарж на режиссера Соколовского
ТРАМ стал любимым театром комсомола и всей рабочей молодежи. ТРАМу верили, потому что он говорил на понятном языке о хорошо знакомых вещах, которые волновали зрителя. Профессиональные театры только присматривались к темам новой действительности, а трамовцы со сцены уже отражали каждый шаг нового времени. Спектакли ставили о производстве, о быте молодежи, агитировали за физкультуру, боролись с хулиганством и пьянкой…
Росло и мастерство актеров, уже в 1927 году решено освободить от производственной работы часть самых даровитых актеров.
Ленинградский Театр Рабочей Молодежи, 1926 год. В нижнем ряду справа сидит четвероногий артист
Ленинградский ТРАМ дал дорогу мощному массовому театральному движению. Газеты писали:
«
Театры рабочей молодежи, ТРАМы пионерские, ТРАМы колхозные, ТРАМы машиностроительные…»
Вслед за ленинградским ТРАМом создавались десятки ТРАМов в Москве, Киеве, Тифлисе, Ташкенте, Сталибаде, Владивостоке…
Темы спектаклей – социалистическое соревнование, пятилетка, коллективизация деревни, проблемы воспитания кадров.
Театр Рабочей Молодежи в Кольчугино, 1930 год
2 июля 1929 года состоялась
Всесоюзная конференция театров рабочей молодежи.
С большой речью на ней выступил тов.
Луначарский: «
ТРАМ смог как никто другой отразить генеральную линию партии, дать пропаганду воспитательного характера, пропаганду строительства быта, он наиболее сильно воздействовал на массы...»
Ленинградский ТРАМ, во втором ряду в центре тов. А. В. Луначарский
Тов.
Луначарский закончил свое выступление словами: «
Если бы, я был на 35 лет помоложе, я бы сделался трамовцем».
Этот «дефект» трамовская конференция исправила, выбрав тов. Луначарского почетным трамовцем. А тов. Соколовский дополнил это решение конференции, прикрепив к костюму т. Луначарского трамовского значка, только что снятого со своей рубашки.
Значок ТРАМ, клеймо АЗС - артель Золотосеребряников
30-е годы. Время двигалось вперед. Зритель рос, он научился ценить и понимать высокий класс актерской игры. Ему уже было мало самодеятельности, хотелось слушать не голый лозунг, а видеть художественный образ. А ТРАМ все так и оставался «
взволнованным докладчиком», он как бы застыл на месте. ТРАМ начал терять своего зрителя, время ТРАМа заканчивалось.
Тем не менее трамовское движение успело сделать очень многое. Именно ТРАМ являлся первопроходцем рабочей темы на сцене. Их спектакли нарисовали групповой портрет рабочей молодежи 1920-х годов.
Дружеский шарж художника Безперстова 1934 года. Крупный мужчина в черной куртке – режисер Михаил Соколовский