Андрей Федоров написал книгу «
История эмальерно-филигранной фабрики «ЛенИЗО».
Из аннотации: «
ЛенИЗО» — ювелирная фабрика, возникшая в начале 1930-х годов в Ленинграде. В это время как такового ювелирного производства в СССР не существовало. Чтобы осуществить индустриальное строительство небывалых масштабов, стране требовалась валюта. Для ее получения решили возродить самобытный художественный стиль, получивший название «Русское узорочье» … Возродить искусство производства изделий в эмалерофилигранной технике поручили фабрике «ЛенИЗО». В книге описаны этапы становления фабрики, опубликованы уникальные фотографии. Отдельные главы посвящены людям, стоявшим у истоков этого производства, приведены их биографии. Читатель узнает о главном художнике фабрики Н. Э. Фогт, благодаря таланту и необыкновенной работоспособности которой мы и сегодня с восхищением смотрим на предметы, созданные по ее эскизам».
Книга Андрея Федорова. Небольшая по объему, она насыщенна фактами, основана на большом количестве архивных материалов. Видно, что автор вложил много сил, и что самое главное – душу. Для меня очень ценны рассказы о людях, чьи судьбы были связаны с фабрикой. Издание получилось емким, глубоким и насыщенным. Уникальные фотографии сотрудников предприятия, цехов фабрики, черно-белые карточки трогательные и теплые. Действительно много находок, читать легко и интересно. Книга иллюстрирована рисунками, выполненными на основе фотографий изделий с цветной прорисовкой. Честно говоря, яркие цвета напрягают искусственностью, но это мое восприятие.
Искреннее уважение к автору. Я с трепетом отношусь к Нине Эрнестовне Фогт, поэтому мне было любопытно узнать, что о ней написано в книге. Здорово, что остался дневник сына, Алексея Фогт, искренние строки жизни. Собрано много, написано подробно. Но как приятно сознавать, что очень многое было впервые открыто нами и сказано именно на нашем сайте))). Кто сообщил о ее родителях, проштудировав не один адресный справочник. Кто разместил строки ее автобиографии, кто впервые опубликовал ее фото (как же мне повезло, что в архиве разрешили ознакомиться с делом в не приемный для посетителей день). Кто заявил о ее довоенной работе в ЛеИЗО (вспомнилось, как когда-то писала в ГИМ, чтобы исправили там имя художницы с Натальи на Нину – в одном из разделов ее так величали). Кто опубликовал сведения из Белорусского архива о Федоре Фогт (Оля отдала за скан дела половину месячной зарплаты, а спустя несколько лет была опубликована статья о художнике, читала материал, узнавая штришки Олиных находок, хотя что тут скажешь, архивы — это не частный фонд, они для всех, а потому какие могут быть претензии).
А вообще послереволюционное время, 20-е, 30-е годы для меня имеют свое притяжение. Хочется разобраться и понять, как выживали, жили и творили. Поэтому попробую порассуждать, поэтому немного остановлюсь на этом времени.
Андрей Федоров: «ЛенИЗО» — ювелирная фабрика, возникшая в начале 1930-х годов в Ленинграде. В это время как такового ювелирного производства в СССР не существовало».
В Ленинграде в это время уже работал Ленэмальер, который специализировался на выпуске ювелирных изделий (это позже пошел галантерейный уклон). А артель Кубачи, которая работала только по серебру? А московская Артель Серебрянников? ЛенИЗО была не первая, но время показало, стала одной из первых по выпуску высокохудожественных изделий.
Цитата из книги: «В начале 1930-х гг. изделия эмалево-филигранной группы рассматривались руководством страны как пережиток прошлого, в котором советские граждане не нуждаются…»
Были ли востребованы в 20-х, начале 30-х годов ювелирные изделия в Стране Советов? Мое понимание ситуации. Как бы не было тяжело, но в это время ювелирные изделия все же изготавливали (пожалуй, кроме временного послереволюционного затишья, которое закончилось с приходом НЭПа). Конечно, объем ювелирного производства этого периода нельзя сравнивать с дореволюционным объемом, масштабы не сопоставимы, но язык не поворачивается сказать, что изготавливали только выставочные или единичные изделия. Да, это дорогое удовольствие, которое большинство населения не могло себе его позволить. Но все же востребованное. Вспомним изделия из благородных металлов с клеймами ДАР, БОМ, 1АС, МЮТ, ВХТМ, ПАС, ПГ, Монь, Черятов …
И если бы в начале 1930-х годов руководство страны считало, что ювелирные предметы — это буржуазные предрассудки, то не было бы ни Северной черни, ни 1ЮФ, ни Золотосеребрянника, ни Кубачей, ни других предприятий этого направления.
Андрей Федоров: «…была эмалировочная мастерская. Она имела необходимое оборудование для изготовления и тиражирования значков… Возможно, товарищество и дальше занималась бы значками, если бы не изменившаяся экономическая ситуация в СССР. Стране требовалась валюта, был создан Торгсин…»
«…власти не упускали возможности получить от продажи этой продукции валюту... Иными словами, появление эмальерно-филигранного производства «ЛенИЗО» мы обязаны острой потребности, которую испытывал СССР в тот период»
«В январе 1936 года была ликвидирована контора Торгсин. С этого момента на изделиях отсутствует клеймо Sterling / Made in Soviet Union, и производство ориентируется на внутренний рынок»
Сначала остановлюсь на версии об ориентации на внешний рынок. Ирина Перфильева приводит отличный аргумент, в пользу этого мнения. Она пишет: «Справедливость этого предположения А. Федорова подтверждает тот факт, что в 1929 в г. Великий Устюг, например, была открыта "Экспортная мастерская".
Мои предположения. Связывать создание эмальерно-филигранного производства ИЗО и его работу до середины 30-х годов (до ликвидации Торгсина) с валютной потребностью, мне думается, есть преувеличение данного направления.
Стране с первых лет требовалась валюта для закупки оборудования, техники. И уже тогда продукция экспортировалась с целью получения валюты, в том числе и художественные изделия в серьезных объемах (показательная цифра: в 23/24-х годах осуществлялся экспорт на сотни тысяч рублей драгоценных камней, каменного сырья и художественных изделий из поделочного камня, причем художественные изделия составляли 45 процентов). И необходимо было закупать оборудование и сельскохозяйственные машины на Западе, и спускали планы по экспорту, и все это было и до 1930 года, поэтому не понимаю про «изменившуюся экономическую ситуацию», когда «требовалась валюта».
Да, артель «Северная чернь» (реорганизованная из «Экспортной мастерской») до 1938 года работала исключительно для выставок и на экспорт. Предприятие ЛенИЗО шло своей дорогой, и производство для внутреннего рынка было у него значительным (я не говорю про Торгсин, где отоваривались за валюту иностранцы и наши граждане).
Конечно, цифры ее экспорта внушительные. Но давайте сравним количество предметов с клеймом ИЗО (для внутреннего рынка) и клеймом Sterling / Made in Soviet Union (для внешнего): предметов с клеймом ИЗО в разы больше.
Остановлюсь на довоенном ассортименте. Согласно книге, до войны выпускали изделия в таком временном порядке:
- сначала значки;
- затем изделия высокого художественного уровня - ориентация на экспорт и магазины Торгсинг, где расплачивались валютой;
- затем, после закрытия магазинов Торгсина, были изделия попроще: значки, пудреницы, запонки…
Мне кажется, такое деление выпускаемой продукции основано в том числе на строках из автобиографии Нины Фогт, где она пишет: «В 1933 году Союз Рабис направил меня на должность художника-руководителя на Эмальерную фабрику ЛенИЗО, где по моим эскизам выполнялась продукция из серебра с филигранью и эмалью. Потом фабрика перешла на изготовление нагрудных знаков с изображением вождей, а в дальнейшем на производство брошей, браслетов, колец, ожерелий, запонок, пряжек из полированной эмали».
В автобиографии, написанной в 1953 году, указан ассортимент продукции ЛенИЗО. И это естественно, когда вначале перечисляются наиболее значимые изделия, затем попроще. И слово «перешла» и «в дальнейшем» вроде бы и говорит о том, что произошла замена ассортимента с тенденцией – экспорта нет, значит не стоит заморачиваться с высокохудожественными изделиями для внутреннего рынка, можно изготавливать что-то поскромнее, подешевле. Но все же предположу, что эти слова относятся к расширению ассортимента предприятия, а не к исключению высокохудожественных изделий из выпускаемой номенклатуры, после того, когда свернули Торгсин.
Обратимся к временным гравировкам на изделиях ЛенИЗО. Их немного, но они есть. Понимаю, что датировка - вещь относительная, и после изготовления предмета мог пройти не одни год, и даже десятилетние, когда ставили памятную надпись. Но анализируя реорганизацию московского предприятия 1ЮФ была удивлена, как близки временные переименования и временные гравировки на предметах. Итак, статистика. Просмотрела 194 изделия ЛенИЗО, из них всего 7% с временными гравировками. Конечно, это очень мало для полноценного анализа. Но согласитесь, и эти 7% по идее должны вписываться в выше обозначенный временной порядок выпускаемой продукции:
1931 год - Пудреница, «ИЗО», эмаль
1932 год - Портсигар «Пограничник», «ИЗО», эмаль; Портсигар простой «ИЗО»
1933
1934 год - Портсигар «Пограничник», «ИЗО», эмаль; Портсигар, «ИЗО», гильош; Сервиз Корчагиной-Александровской, 1934 год, эмаль
1935 год - Коробочка, «ИЗО», эмаль
1936
1937 год Пудреница, «ИЗО», эмаль, надпись на английском; Пудреница, «Made in …», эмаль
1938 год Шкатулка, «ИЗО», эмаль, рисунок Мстера 1938 г.
1939 год Коробочка, «ИЗО», эмаль, камни
1940 год Портсигар «На страже», «ИЗО», эмаль; Коробочка, «ИЗО», эмаль; Коробочка, «ИЗО», эмаль
Не вижу, чтобы эти 7% вошли в вышеприведенную схему: до 1936 года работа на экспорт с высокохудожественными изделиями, затем внутренний рынок и незатейливая массовая продукция.
Согласно временным гравировкам в начале 30-х годов изготавливали в том числе и портсигары «Пограничник», которые вряд ли были интересны иностранному покупателю. И перед самой войной выпускали не только простые запонки, но и довольно интересные высокохудожественные изделия, например, коробочка с рисунком Мстеры 1938 года, дата подписана самим художником. Кстати, не вписываются в книжный временной порядок изготовления продукции и портсигары с эмалью без временных гравировок - «Герб СССР» и «На страже».
Так почему мастерская, изготавливающая значки, преобразовалась в эмальерно-филигранную мастерскую? Мое предположение. Давайте посмотрим на перечень адресов, связанных с этой мастерской:
Грибоедова канал, 18 (мастерская т-ва «ИЗО», справочник 1931 года)
Линия 4-ая Васильевского Острова, 3 (мастерская «эмальерно-филигранная т-ва «ИЗО», справочники 1932 и 1933 годов)
Мучной переулок (эмальерно-филигранное про-во т-ва «ИЗО», справочник 1933, 1934, 1935 года)
Дзержинского улица 48 (штамповочная мастерская т-ва «ИЗО», справочник 1933 года)
Демидов переулок 9 (штамповочная мастерская, архивные документы 1938 года)
Саперный переулок (штамповочная мастерская, архивные документы 1938 года)
Университетская набережная 17 (эмальерная мастерская т-ва «ИЗО», справочник 1933 года)
Многовато для одной мастерской. Вспомним образование 1ЮФ, Ленэмальер, Золотосеребряник. А не связан ли перечень этих адресов с реорганизацией, объединением нескольких артелей, мастерских в одно производство? Предположу, что было объединение уже сложившихся производств в одно, и была создана эмальерно-филигранная мастерская ЛенИЗО (это возможно и объясняет, например, почему в одно время у ЛенИЗО было два штамповочных цеха, расположенных по разным адресам).
И все притягивает меня адрес Университетская набережная, 17 (эмальерная мастерская т-ва «ИЗО», справочник 1933 года). Адрес Академии Художеств. Где работало производственное бюро с производственными мастерскими, среди которых была и ювелирная. И которая изготавливала в том числе высокохудожественные знаки с эмалью. И вроде как производственное бюро ликвидировали, в 1927 году был создан при Академии Отдел Силикатных искусств, которому и отошли мастерские, в том числе и ювелирная. А там уже на базе Отдела создано акционерное общество Силикатных искусств, потом Русские самоцветы. Но почему-то не могу избавиться от мысли, что мастерская Академии Художеств могла быть связана с ЛенИЗО, а не с Русскими самоцветами (у последних не припомню ни одного довоенного изделия с эмалью).
Очень интересно поподробнее узнать о трех прессах ЛенИЗО, полученных от Кленова (в книге есть ссылка на архивное дело, но может опечатка в номере, или плохо искала, к сожалению не нашла).
А Андрею Федорову спасибо за интересную книгу, которую хочется читать, анализировать и думать ))).