Я немного слышала о ленинградском культовом художнике-ювелире
Юте Иоханнесовне Паас-Александровой. А вчера прочитала, что она
работала на заводе №2 треста "Русские самоцветы". Мне показалось это интересным, поэтому размещу информацию здесь.
Габриэль Галина Николаевна, кандидат искусствоведения, доцент - специалист по истории ювелирного искусства и текстиля:
"Юта Паас-Александрова закончила
Государственный художественный институт Эстонской ССР по кафедре художественной обработки металла. В те годы это был
единственный на
территории СССР институт, где готовили
профессиональных художников-ювелиров…
В
1952 году Ю. Паас-Александрова навсегда переехала в Ленинград. В этом же году она начинает работать на
заводе №2 треста «
Русские самоцветы» где вскоре становится
главным художником. Ю. Паас-Александрова приглашает в художественный совет завода ведущих мастеров декоративно-прикладного искусства Ленинграда – В. Маркова, Б. Бабиевского. Она и сама некоторое время преподавала в Мухинском училище ювелирное дело и у нее учились многие известные впоследствии художники-ювелиры Ленинграда. Но
основная ее деятельность в те годы была связана с заводом. Именно здесь, под руководством старейших камнерезов И. Андреева и И. Суворова, работавших еще на Петергофской гранильной фабрике, она освоила технологию обработки цветного камня, навсегда покорившего ее своей красотой.
Шкатулка, калканская яшма, нефрит, обсидиан, накладная мозаика, автор - Юта Паас-Александрова, мастер - П. П. Воробьев
Огромное влияние, по воспоминаниям самой художницы, оказало на нее изучение коллекций русского резного камня, хранившихся в Русском музее, Эрмитаже, музее Горного института.
Брошь, серебро, агат-моховик, 1972 год, автор - Юта Паас-Александрова
Подвижническая работа Ю. Паас-Александровой на заводе, ее активная преподавательская деятельность во многом способствовали тогда развитию ленинградского ювелирного и камнерезного искусства. Не меньшую роль в этом сыграли ее творческие работы. Именно Ю. Паас-Александрова была первым ювелиром, представившим творческие работы на ленинградских выставках,
первой как художник-ювелир,
вступила в 1954 году в Союз Художников РСФСР…
Самые первые работы Ю. Паас-Александровой, выполненные на заводе в первой половине 1950-х годов и показанные на выставках – крупные декоративные гербы, подарочные кубки, вазы, ларцы, столешницы, еще несут в себе подчеркнутую парадность усложненность форм и деталей, свойственные всему декоративному искусству тех лет. Однако художественный вкус, сдержанность в выборе средств, удерживали мастера от излишнего декоративизма и помпезности…
Герб РСФСР, художник Ю. Паас, Ленинградский завод №2 треста "Русские самоцветы", находится в Киевском Историческом музее, открытка 1955 года
В ювелирных украшениях она
опережает время и дает образцы изделий, выдержанных в эстетике новых, только зарождающихся в декоративном искусстве критериев, еще почти не проявившихся в отечественном ювелирном искусстве. В основном она делает простые гарнитуры или отдельные вещи – кольца, серьги, кулоны из оксидированного серебра со вставками из природного камня. В них Ю. Паас-Александрова решительно отказывается от золочения, скрывавшего благородный цвет серебра, от искусственных камней, ранее служивших вставками украшений. Акцент делается на красоту природного камня, выявление его текстуры, подчеркнутой скромной филигранной металлической оправой. Это совершенно новое слово в отечественном ювелирном искусстве.
Брошь "Пруды", Серебро, агат, бирюза; эмаль, 1973 год, автор - Юта Паас-Александрова
Многие работы Ю. Паас-Александровой рубеже 1950-1960-х годов
явились ключевыми в развитии отечественного ювелирного искусства, оказав заметное влияние на характер поисков других художников. Это отмечали как критики, так и сами ювелиры, особенно старшего поколения ленинградских художников. Многие из них никогда не были ее прямыми учениками, но считают ее своим учителем".
Это строки из статьи о ювелире-художнике
Оркине Олеге Исааковиче: "... Олег стремился достичь мастерства признанного художника-ювелира Юты Иоханнесовны Паас-Александровой. Олег боготворил ее как художника, чувствующего душу камня и считал своим учителем..."
Габриэль Галина Николаевна: "В начале 1960-х годов в ленинградской ювелирной промышленности складывается критическая ситуация. Практически
замирает камнерезное производство на
заводе №2 на Боровой улице.
После передачи этого предприятия из треста «Русские самоцветы» в управление местной промышленности (для меня информация не совсем понятная - мой комментарий) завод почти перестал получать сырье, а из того, что приходило – гранили доски для электротехнической промышленности или выполняли выставочные образцы. Погибала мозаичная мастерская, восстановленная в послевоенные годы, в плачевном состоянии находилось училище при заводе. Не видя возможности реализовать свои замыслы, с завода
уходит Ю. Паас-Александрова…
В 1966 году был создан
ВНИИЮвелирпром - Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт ювелирной промышленности. Он был создан на базе Центральной Научно-исследовательской Лаборатории камней-самоцветов, входившей ранее в состав треста «Русские самоцветы». Именно сюда приходит работать Ю. Паас-Алексанрова..."
Почти все, кто писал о этой удивительной женщине, утверждали, что она внесла огромный вклад
в эволюцию ленинградского ювелирного искусства (и не только ленинградского ))) ).
Использовала информацию:
1. Э.И. Белицкая "Художественная обработка цветного камня: Учебник для средних профессионально-технических училищ, 1983
2. http://man-artist.narod.ru/life.htm
3. http://www.wmnspb.ru/rub/moda/812-uvelir.html