Завод камней-самоцветов №2

Клейма Кольчугино, реставрационные клейма, клеймо МГ.4 и МГ, Клеймо МЮТ, портсигары с клеймом ИК, клейма «М-онь» и «М-он», ленинградская артель Труд-гравер и клейма тГр
Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 10250
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Завод камней-самоцветов №2

Сообщение ESol » 13 янв 2014, 01:54

Сегодня на Антике была тема по клейму ЛПО Русские самоцветы. Народ высказался по теме.
А я залез в свою папочку с клеймами РС. Складываю туда все предметы с таким клеймом.
Есть вот такая пудреница (она и сейчас "висит" на Молотке)



И покрупнее клеймо с неё



Буква альфа в пробирном клейме, голова рабочего с молотком и точкой снизу справа говорят, что это клейма Ленинградской пробирной инспекции. Форма пробирного клейма (овал) - что до 1954 года.
Буквы РС наводят на мысль, что это Русские самоцветы
Только цифра 2 не вписывается сюда. Цифра в клейме для обозначения года стала ставиться, как мы знаем, с 1954 года (хотя, как все давно убедились, что и клейма с цифрой 3 и клеймом-лопаткой обычное явление, и встречается очень часто).
Тогда, может, как исключение, клеймо РС2 относится к 1952-му году?
Я опять стал просматривать таблицу Валентина Скурлова



Слева, от квадратика Русские самоцветы 1957-1969 вверх уходит стрелочка к квадратику с надписью Завод камней-самоцветов №2 1933-1957
Крышка пудреницы изготовлена из какого-то самоцвета (не очень в них разбираюсь, а если точнее - то не разбираюсь совсем :cry_ing: ).
Может, клеймо РС2 - это и есть завод №2 , относящийся к Русским самоцветам? А клеймо это ставилось до 1954 года?

Попались мне такие портсигары с крышками из камней-самоцветов



Пробирное клеймо овал, именник РС2






Здесь пробирное уже лопатка, именник 2С5. То есть, двойка так и остаётся в именнике как указание на завод №2, 1955 год.






Именник читается слабенько, но, кажется, 2С6, пробирное лопатка, с буквой альфа.




Несколько лет назад на Антике поднимался вопрос по клейму РС2, но пробирное было лопатка. Вроде бы несочетаемые клейма. Но предмет был - кольцо, и поскольку решили, что предмет копеечный, то и обсуждать его дальше не стали.




В справочнике клейм Троепольской именники 2С4 - 2С6 упоминаются просто как Русские самоцветы

Прошу поделиться соображениями! Но аргументированными! А может, всё это уже описано, и я "изобретаю велосипед"??? :cry_ing:

Аватара пользователя
Helga
Основатель форума
Сообщения: 1604
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 19:59

Re: Завод камней-самоцветов №2

Сообщение Helga » 13 янв 2014, 11:40

Евгений, я думаю, что Вы правы...

Можно, конечно, задать вопрос: почему буквы на именнике - РС, когда в названии завода ("Завод камней-самоцветов №2") таких букв нет? По логике, должно быть ЗКС2 или ОКС2 (завод "Обработки камней-самоцветов").

Поискала ответ на этот вопрос...

Вот что предполагаю: РС - это название треста "Русские самоцветы", а 2 - это указатель номера самого завода.

Из архива В.В.Скурлова:
Трест "Русские самоцветы" был организован в 1929 году 2 июля...

В 1931-1932 гг. было принято решение об органи­зации в составе треста Ленинградского завода № 2 по обработке камней-само­цветов на Боровой улице, 32. В 1935 г. на этом заводе работало уже 750 чел. Завод имел цеха: камнерезный, ювелирный, позолотный и механический. http://skurlov.blogspot.ru/2011/10/1930.html

С 1933 по 1957 гг. – Госзавод «Обработки камней самоцветов (ОКС) № 2» входил в систему треста «Русские самоцветы» Народного Комиссариата Местной промышленности РСФСР (до 1946 г.) и Министерства Местной промышленности РСФСР (до 1957 г.). http://skurlov.blogspot.ru/2011/06/blog-post_2084.html

Для информации:
На основании Постановления Совета Министров РСФСР от 8 июня 1957 г. Государственный республиканский трест «Русский самоцветы» Министерства Местной промышленности РСФСР с 1 июля 1957 г. прекратил своё существование.
В июле 1957 г. завод «Русские самоцветы» в связи с ликвидацией треста «Русские самоцветы» был передан тресту «Электрометаллпром» Главного Управления местной промышленности Ленгорисполкома. http://skurlov.blogspot.ru/2011/06/blog-post_2084.html

Поэтому вполне допускаю, что именник РС2 до 1953-54 годов мог обозначать № завода в системе треста "Русские самоцветы".

Нелунатик-увы
Основатель форума
Сообщения: 6714
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Завод камней-самоцветов №2

Сообщение Нелунатик-увы » 13 янв 2014, 21:42

ESol писал(а): ...
Может, клеймо РС2 - это и есть завод №2 , относящийся к Русским самоцветам? А клеймо это ставилось до 1954 года?
...

Евгений, и чего Вам ночами не спится :du_ma_et: ??? Вот тему про РС сделали :a_g_a: . А ведь, поди, вчера еще работали :wo_rk: ???
А если серьезно – то все это очень серьезно. Очень. Я бы даже сказала - очень-очень :co_ol: .


Думаю, что Оля права и цифра 2 – это не год, а именно номер завода, который относился к тресту «Русские самоцветы». Ведь нашлись только изделия с клеймами «РС2», и ни одного с клеймами: «РС3», «РС4».
Сомнительно, чтобы завод в течение только одного года (1952-ого) начал и закончил выпуск изделий, которые мы увидели. По моему ощущению - это изделия послевоенные. И вообще, цифра 2 в клейме мне очень нравится :-): . Вспоминаются подстаканники треста «Тремасс»: в трест входили несколько предприятий, изделия которых клеймилось общим клеймом треста; а ведь могли бы придумать клеймо с каким-нибудь знаком, которое бы указывало на принадлежность к конкретному предприятию. Но увы – это не было сделано. А вот трест «Русские самоцветы» оказался более уважительным к одному из своих предприятий :uch_tiv: , и сообразительность Евгения :jn_pu_sk: позволила нам выяснить, что за производитель скрывается за клеймом «РС2».
Евгений, надеюсь, Вы не будете против, если в Вашей теме про клейма добавлю немного информации по истории предприятия №2 треста «Русские самоцветы» :ni_zia: . И немного о самих «Русских самоцветах» (так как без них, ведь все дороги ведут в Рим) :smu:sche_nie: .




Габриэль Галина Николаевна, кандидат искусствоведения, доцент - специалист по истории ювелирного искусства и текстиля:
«Государственный трест «Русские самоцветы» был образован в 1922 году и стал преемником «Общества для содействия развитию и улучшению кустарного гранильного и шлифовального мастерства», существовавшего еще до революции.
Берилл, кристалл 16 см. Мокруша, копь, Мурзинка, Средний Урал, Россия, 1923 год. Минеральный музей им. А.Е. Ферсмана



Устав нового треста, в подготовке которого деятельно участвовал академик Александр Евгеньевич Ферсман, во многом напоминал устав дореволюционного Общества «Русские самоцветы». Он также ставил перед трестом задачи возрождения и развития ювелирной и камнерезной промышленности, и, увы, так же как и предыдущее общество, задач этих реализовать не смог. В первый раз это произошло в силу трагических внешних обстоятельств, во второй раз – по причинам, прежде всего, политико-экономическим.
Это тем более обидно, потому что трест «Русские самоцветы» находился тогда в самом привилегированном положении. Тресту было предоставлено почти исключительное право на добычу драгоценных камней и золота. И становится самой крупной структурой тех лет, связанной с ювелирным делом, не только в Ленинграде, но и в стране в целом. Сотрудниками треста «Русские самоцветы» были в те годы виднейшие специалисты в области камня, в том числе: А. Ферсман, А. Шубников, В. Крыжановский, художники М. Раков, В. Орлов, работавшие еще с фирмой Фаберже. Тресту подчинялись многие ювелирные предприятия страны, связанные с обработкой камня. Головным предприятием треста была Петергофская гранильная фабрика. Трест имел тогда собственные магазины в Москве, Ленинграде, Свердловске и даже свое торговое представительство в Лондоне, занимавшееся экспортом камнерезной продукции.

Академик Александр Евгеньевич, поэт камня. Ферсман. Хибины, начало 1920-х годов, фото из экспозиции Музея камня (геологический музей ОАО "Апатит"



В то же время немногочисленные дошедшие документы тех лет, говорят о том, что развитию ювелирного направления в тресте «Русские самоцветы» в 1920-е годы не уделялось должного внимания. Практически вся деятельность треста была ориентирована на выполнение задач индустриализации. Например, входящий в трест Ленинградский мраморно-распилочный завод «…выпускал мраморные распределительные щиты для электротехнической промышленности», причем как отмечалось в отчетах тех лет, «… наиболее подходящим материалом были мраморные плиты с могил царских сановников».
Сохранились, как говорилось выше, сведения, что с трестом сотрудничали известные художники, такие, как С. Чехонин, А. Голубкина, в. Мухина. Но это были единичные заказы, а не практика постоянной работы с профессиональными художниками по созданию образцов для ювелирной промышленности.


Фабрика №2 образовалась в 1932 году в результате многочисленных реорганизаций Петергофской гранитной фабрики. Она находилось на Боровой улице. В состав завода (а здесь предприятие почему-то именуется заводом – мой комментарий) вошли Образцовая ювелирная мастерская, экспортная камнерезная и мозаичная мастерские. Все три мастерские ранее входили в систему Академии художеств. Основное внимание на заводе направлялось тогда на создание уникальных выставочных произведений. Наиболее крупными государственными заказами 1930-ых годов, выполненными на этом предприятии, были: первый вариант звезд из позолоченной меди с уральскими самоцветами для башен Кремля (по эскизу Ф. Федоровского) и знаменитая карта «Индустрия социализма», площадью 27 квадратных метров. В ней были использовано более 45 тысяч кусков самоцветов и полудрагоценных камней. На карте воспроизведена схема административного деления СССР, обозначены крупнейшие города, озера, реки, выложенные поделочными и полудрагоценными камнями – лазуритами, рубинами, яшмами, опалами и другими. Уникальная по своему техническому исполнению, карта с большим успехом демонтировалась на международных выставках в Париже, Нью-Йорке.

Помимо государственных заказов, фабрика выпускала также декоративные вазы, кубки, пепельницы, коробочки из поделочных камней. Ремесленное качество этих вещей было достаточно высоким, благодаря опыту старых мастеров, работавших еще на Петергофской гранильной фабрике. Что касается их стилистической направленность, то она выдерживалась в русле общих тенденций советского декоративного искусства тех лет и тяготела к повышенной декоративности, орнаментальности
».
Мозаичное панно «Индустрия социализма»






Про послевоенную деятельность предприятия Галина Николаевна пишет следующее: «Камнеобрабатывающий завод №2 Государственного республиканского треста «Русские самоцветы» располагался территориально на Боровой и Днепропетровских улицах (до войны автор пишет только о Боровой улице – мое примечание). Предприятие было восстановлено вскоре после войны – в 1947 году. Принадлежность его к тресту «Русские самоцветы» давала заводу возможность более или менее стабильно получать камнерезное сырье. На заводе, помимо основного производства, был возрожден художественно-экспериментальный камнерезный участок, на базе основного предприятия открылось художественно-ремесленное училище, готовящее мастеров-камнерезов и мозаичистов производства. При сравнительно небольшой численности мастеров, здесь выпускался достаточно разнообразный ассортимент камнерезных изделий и украшений с поделочными камнями, выполнялись уникальные государственные заказы, прежде всего для оформления интерьеров Московского и Ленинградского метрополитенов. Технологические возможности завода позволяли также выпускать изделия с русской и флорентийской мозаикой, резные камни, камеи».
Знак "ВСХ ВЫCТАВКА МОСКВА 1923 ГОСТРЕСТ РУССКИЕ САМОЦВЕТЫ"



Кстати, если сравнить информацию Валентина Васильевича Скурлова (эксперт Министерства культура РФ, историк ювелирного искусства, полный кавалер ордена Карла Фаберже, эксперт по Фаберже) и Габриэль Галины Николаевны (заведующая кафедрой искусствоведения СПбГУКИ, канд. искусствоведения, доцент) можно найти некоторые различия (так например, Габриэль пишет, что Петергофская гранильная фабрика продолжала работать и сразу после революции, а не с 1922 года...). Я не сужу кто более прав, но решила показать результаты исследовательской работы и Галины Николаевны.

Нелунатик-увы
Основатель форума
Сообщения: 6714
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Завод камней-самоцветов №2

Сообщение Нелунатик-увы » 08 фев 2014, 16:03

Я немного слышала о ленинградском культовом художнике-ювелире Юте Иоханнесовне Паас-Александровой. А вчера прочитала, что она работала на заводе №2 треста "Русские самоцветы". Мне показалось это интересным, поэтому размещу информацию здесь.

Габриэль Галина Николаевна, кандидат искусствоведения, доцент - специалист по истории ювелирного искусства и текстиля: "Юта Паас-Александрова закончила Государственный художественный институт Эстонской ССР по кафедре художественной обработки металла. В те годы это был единственный на территории СССР институт, где готовили профессиональных художников-ювелиров
В 1952 году Ю. Паас-Александрова навсегда переехала в Ленинград. В этом же году она начинает работать на заводе №2 треста «Русские самоцветы» где вскоре становится главным художником. Ю. Паас-Александрова приглашает в художественный совет завода ведущих мастеров декоративно-прикладного искусства Ленинграда – В. Маркова, Б. Бабиевского. Она и сама некоторое время преподавала в Мухинском училище ювелирное дело и у нее учились многие известные впоследствии художники-ювелиры Ленинграда. Но основная ее деятельность в те годы была связана с заводом. Именно здесь, под руководством старейших камнерезов И. Андреева и И. Суворова, работавших еще на Петергофской гранильной фабрике, она освоила технологию обработки цветного камня, навсегда покорившего ее своей красотой.
Шкатулка, калканская яшма, нефрит, обсидиан, накладная мозаика, автор - Юта Паас-Александрова, мастер - П. П. Воробьев



Огромное влияние, по воспоминаниям самой художницы, оказало на нее изучение коллекций русского резного камня, хранившихся в Русском музее, Эрмитаже, музее Горного института.
Брошь, серебро, агат-моховик, 1972 год, автор - Юта Паас-Александрова


Подвижническая работа Ю. Паас-Александровой на заводе, ее активная преподавательская деятельность во многом способствовали тогда развитию ленинградского ювелирного и камнерезного искусства. Не меньшую роль в этом сыграли ее творческие работы. Именно Ю. Паас-Александрова была первым ювелиром, представившим творческие работы на ленинградских выставках, первой как художник-ювелир, вступила в 1954 году в Союз Художников РСФСР
Самые первые работы Ю. Паас-Александровой, выполненные на заводе в первой половине 1950-х годов и показанные на выставках – крупные декоративные гербы, подарочные кубки, вазы, ларцы, столешницы, еще несут в себе подчеркнутую парадность усложненность форм и деталей, свойственные всему декоративному искусству тех лет. Однако художественный вкус, сдержанность в выборе средств, удерживали мастера от излишнего декоративизма и помпезности…

Герб РСФСР, художник Ю. Паас, Ленинградский завод №2 треста "Русские самоцветы", находится в Киевском Историческом музее, открытка 1955 года


В ювелирных украшениях она опережает время и дает образцы изделий, выдержанных в эстетике новых, только зарождающихся в декоративном искусстве критериев, еще почти не проявившихся в отечественном ювелирном искусстве. В основном она делает простые гарнитуры или отдельные вещи – кольца, серьги, кулоны из оксидированного серебра со вставками из природного камня. В них Ю. Паас-Александрова решительно отказывается от золочения, скрывавшего благородный цвет серебра, от искусственных камней, ранее служивших вставками украшений. Акцент делается на красоту природного камня, выявление его текстуры, подчеркнутой скромной филигранной металлической оправой. Это совершенно новое слово в отечественном ювелирном искусстве.
Брошь "Пруды", Серебро, агат, бирюза; эмаль, 1973 год, автор - Юта Паас-Александрова



Многие работы Ю. Паас-Александровой рубеже 1950-1960-х годов явились ключевыми в развитии отечественного ювелирного искусства, оказав заметное влияние на характер поисков других художников. Это отмечали как критики, так и сами ювелиры, особенно старшего поколения ленинградских художников. Многие из них никогда не были ее прямыми учениками, но считают ее своим учителем".
Это строки из статьи о ювелире-художнике Оркине Олеге Исааковиче: "... Олег стремился достичь мастерства признанного художника-ювелира Юты Иоханнесовны Паас-Александровой. Олег боготворил ее как художника, чувствующего душу камня и считал своим учителем..."
Габриэль Галина Николаевна: "В начале 1960-х годов в ленинградской ювелирной промышленности складывается критическая ситуация. Практически замирает камнерезное производство на заводе №2 на Боровой улице. После передачи этого предприятия из треста «Русские самоцветы» в управление местной промышленности (для меня информация не совсем понятная - мой комментарий) завод почти перестал получать сырье, а из того, что приходило – гранили доски для электротехнической промышленности или выполняли выставочные образцы. Погибала мозаичная мастерская, восстановленная в послевоенные годы, в плачевном состоянии находилось училище при заводе. Не видя возможности реализовать свои замыслы, с завода уходит Ю. Паас-Александрова…
В 1966 году был создан ВНИИЮвелирпром - Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт ювелирной промышленности. Он был создан на базе Центральной Научно-исследовательской Лаборатории камней-самоцветов, входившей ранее в состав треста «Русские самоцветы». Именно сюда приходит работать Ю. Паас-Алексанрова..."
Почти все, кто писал о этой удивительной женщине, утверждали, что она внесла огромный вклад в эволюцию ленинградского ювелирного искусства (и не только ленинградского ))) ).

Использовала информацию:
1. Э.И. Белицкая "Художественная обработка цветного камня: Учебник для средних профессионально-технических училищ, 1983
2. http://man-artist.narod.ru/life.htm
3. http://www.wmnspb.ru/rub/moda/812-uvelir.html
Последний раз редактировалось Нелунатик-увы 21 янв 2018, 17:22, всего редактировалось 1 раз.

Нелунатик-увы
Основатель форума
Сообщения: 6714
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Завод камней-самоцветов №2

Сообщение Нелунатик-увы » 15 фев 2014, 08:59

Когда-то в библиотеке делала небольшие выписки из Прейскуранта треста «Русские самоцветы». Совсем об этом забыла, и вот на днях случайно ))) на них наткнулась и решила разместить их здесь. Пыталась найти что-то из перечня продукции, не получилось. Но, может быть, эти крохи когда-нибудь пригодятся?

«Прейскурант снижения отпускных цен на галантерейные изделия из самоцветных каменей и ангидрида треста «Русские самоцветы» НКМП РСФСР (введен в действие с 1 июля 1937 года)». Издание Торгового Отдела НКМП РСФСР, Москва, 1937 год"

Вот часть изделий, которые были перечислены в Прейскуранте (где-то я делала пометки о размерах и цене): «… броши, кольца, браслеты, зажимы для галстуков, булавки для шляп, заколки, приборы чернильные, вазочки, пудреницы точеные, лампа «Сова» (290х135х120, 35 руб. 65 коп.), пепельница «Лягушонок», пепельница «2 кролика», пепельница «Шимпанзе», портсигары из непрозрачного камня – отборное сырье (249 руб. 50 коп.), портсигары из непрозрачного камня – нормальное сырье (213 руб. 85 коп.) …»

Нелунатик-увы
Основатель форума
Сообщения: 6714
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Завод камней-самоцветов №2

Сообщение Нелунатик-увы » 03 мар 2014, 09:57

Мне понравилось одна цитата, показалось, что написано доходчиво, поэтому решила разместить ее в этой теме. Я обрезала часть схемы Валентина Васильевича Скурлова, оставив прямоугольнички, которых касаются слова Галины Николаевны Габриэль.



Габриэль Галина Николаевна, кандидат искусствоведения, доцент - специалист по истории ювелирного искусства и текстиля: «Петергофская гранильная фабрика в 1932 году была переименована в Завод точных технических камней №1 (ТТК №1). Позднее он был выведен из треста «Русские самоцветы». В том же 1932 году в Ленинграде на Боровой ул., 32 было открыто Отделение завода ТТК №1 (бывшей Петергофской гранильной фабрики). Через год фабрика была переименована в Завод камней-самоцветов №2 Треста «Русские самоцветы»)».


А это сканы из Адресно-справочных книг Весь Ленинград разных лет, в которых есть немного информации о Заводе по обработке камней-самоцветов №2 и о тресте "Русские самоцветы"

1933 год






1934 год


1934 год





1935 год






1939 год

Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 10250
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Завод камней-самоцветов №2

Сообщение ESol » 03 мар 2014, 10:10

Добавлю сведения за 1940-й год


Нелунатик-увы
Основатель форума
Сообщения: 6714
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Завод камней-самоцветов №2

Сообщение Нелунатик-увы » 26 июл 2014, 21:17

А вот это клеймо встретила первый раз. Это не значит, что оно такое уж редкое-прередкое. Просто я увидела впервые. Буковка "М", наверное, обозначает металл (по аналогии с клеймом "ЛЮМ").

Запонки, клеймо "РС2м"




Аватара пользователя
ESol
Администратор
Сообщения: 10250
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:28

Re: Завод камней-самоцветов №2

Сообщение ESol » 26 июл 2014, 22:10

Наталья, на самом деле, это клеймо не редкость. Но цифра, в данном случае, обозначает год.









Были клейма и просто РСМ



Нашлось и РС2МЕТ


Нелунатик-увы
Основатель форума
Сообщения: 6714
Зарегистрирован: 08 мар 2012, 10:53
Откуда: Из Ленинграда

Re: Завод камней-самоцветов №2

Сообщение Нелунатик-увы » 28 июл 2014, 20:18

Художник-ювелир Юта Иоханесовна Паас-Александрова

Коробочка декоративная "Прибрежные камни", 1980 год, латунь, металл белый, янтарь, гравировка, резьба по камню





Коробочка, 1981 год, латунь, галька, медь, мельхиор, гравировка, оксидирование




Коробочка, 1981 год, медь, мельхиор, галька, оксидирование, гравировка




Коробочка, 1972 год, яшма, литье, монтировка, серебро




Коробочка декоративная, 1979 год, медь, яшма, оксидирование, канфарение




Коробочка декоративная "Прибрежные камни", 1980 год, латунь, металл белый, янтарь, гравировка, резьба по камню




Коробочка декоративная "Прибрежные камни", 1980 год, металл белый, латунь, янтарь, гравировка, резьба по камню





Коробочка декоративная, 1979 год, яшма, медь, оксидирование, гравировка




Коробочка декоративная "Прибрежные камни", 1980 год, металл белый, латунь, янтарь, гравировка, резьба по по камню




Фото
Последний раз редактировалось Нелунатик-увы 21 янв 2018, 17:17, всего редактировалось 1 раз.

Ответить

Вернуться в «Клейма»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя